Военные наблюдатели из США и Франции начинают инспекционные полеты над территорией нашей страны. Соответствующее заявление распространила накануне пресс-служба российского Министерства обороны. «В период с 10 по 15 мая в рамках реализации международного Договора по открытому небу совместная группа специалистов США и Франции на американском самолете ОС-135B выполнит наблюдательный полет над территорией Российской Федерации», – сказано в заявлении оборонного ведомства.
Все под контролем?
Как стало известно журналистам, инспекционные полеты будут выполняться с аэропорта, расположенного под Новосибирском. Их возможная дальность составит до 5 тысяч километров. По мнению специалистов, это позволит американским военным «проверить» стратегические тылы России и собрать информацию, которую в силу технических ограничений не могут получить ни спутники орбитальной группировки, ни разведывательная аппаратура, расположенная на военных базах США в государствах, сопредельных с РФ.
В свою очередь Минобороны отмечает, что самолет НАТО не имеет на борту вооружения, а работу западных военных контролируют российские офицеры. «Установленные технические средства наблюдения прошли необходимое международное освидетельствование, в том числе при участии инспекторов России», – отмечено в сообщении.
Открытое небо
Многосторонний договор «Открытое небо» был подписан вскоре после развала Советского Союза, в марте 1992 года. Первоначально к нему присоединились 27 государств, в последствии их число выросло до 34. Соглашение предусматривает взаимные инспекционные полеты над территориями России и стран-участниц НАТО. Это, по мнению авторов документа, должно было способствовать повышению уровня доверия между бывшими потенциальными противниками.
Тем не менее, в течение 90-х годов Борису Ельцину так и не удалось добиться ратификации соглашения Государственной Думой, большинство в которой имели коммунисты. И только победа партии «Единая Россия» позволила впоследствии, в мае 2001 года, придать соглашению законную силу.
Все по-честному?
Для взаимных инспекций НАТОвские военные используют самолеты типа OC-135B: они представляют собой модификацию самолета-заправщика КС-135, который в свою очередь является военным аналогом широко распространенного Боинг-707. Их российские коллеги летают на Ty-154М Лк-1, который базируется на аэродроме Райт-Паттерсон в штате Огайо.
Однако многие военные обозреватели отмечают, что действие договора все же неравноценно и может наносить ущерб безопасности России. Ведь Москва, в отличие от Вашингтона, не имеет заграничных баз и не пытается создать вдоль границ «партнера» противоракетный забор. А вот американские военные, напротив, прикладывают огромные усилия для подготовки превентивного разоружающего удара, и значит, собранные сведения о состоянии российской инфраструктуры повышают их шансы на успешное проведение операции. Дополнительно ухудшает ситуацию сокращение аэродромной сети и концентрация военных запасов на нескольких крупных арсеналах. Все это российское Министерство обороны проводит в целях финансовой экономии.