Для начала напомню: впервые роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза» был напечатан шесть лет назад в журнале «Сибирские огни». До этого автор получила отказы из десятка издательств и редакций, но не сдалась. И в конце концов победила: книга стала настоящим бестселлером, завоевала авторитетные литературные премии. А теперь по роману снят сериал, который выходит на телеканале «Россия 1». Главную героиню сыграла Чулпан Хаматова. Ну а в образе красноармейца Игнатова, который сначала выступает в роли палача и мучителя семьи Зулейхи, а потом, в ссылке, связывает с ней жизнь, предстает Евгений Морозов. С ним мы и говорим о предстоящей телепремьере.
— Евгений, не опасаетесь ли вы упреков за участие в проекте, где так много негатива о советской эпохе? На фоне сегодняшней жизни у многих та, прежняя действительность издали выглядит чем-то чудесным и возвышенным, где человек человеку — товарищ и брат, а в жизни всегда есть место подвигу...
— А вы думаете, все вокруг вдруг забыли, что происходило со страной и с людьми в годы, отраженные в этом фильме? А ведь наша лента показывает только малую часть того ужаса, который творился. Другое дело, что до нас сегодняшних дошло не так много свидетельств о той эпохе. Ну так это неудивительно: даже спустя годы и десятилетия, даже в своих семьях люди боялись рассказывать правду. Это была инерция страха. Но лишь копни — и тени всплывают. Тот же Татарстан, где снималась значительная часть нашего фильма, по числу арестованных и расстрелянных ходил в 1930-е в «передовиках» существовавшего тогда кровавого соревнования.
— Каково было вам входить в образ безжалостного исполнителя воли партии, объявившей врагами народа миллионы соотечественников? Вы сами-то, как я понимаю, человек мягкий и где-то даже склонный к сибаритству...
— Это было интересно, но действительно очень непросто — и физически, и морально. Можно сказать, пришлось вживаться в роль. Мы въехали в построенный на берегу Камы трудовой лагерь, съемки шли целыми днями, по 12-14 часов. И все это время командуешь, орешь, стреляешь — и потом уже плохо понимаешь, где кино, а где реальность. А еще надо было научиться ездить верхом в тяжеленном кожаном плаще. Хорошо, обошлось без падений и травм.
— А говорят, вы разбили себе голову?
— Это во время съемок на катере, в трюме. Там ничего страшного не случилось. А вот в эпизоде с тонущей баржей, который мы снимали в Перми, я действительно натерпелся страху — когда нас вытащили на палубу, мне потребовалось полчаса, чтобы прийти в себя, даже доктора звали. Там пришлось и нырять глубоко, и тащить Чулпан-Зулейху из воды. Впрочем, несмотря на все эти приключения, мне сегодня в первую очередь вспоминаются не тяготы, а самые добрые и творческие отношения в съемочной группе. За время работы мы сроднились, стали большой семьей. Поверьте, это не дежурные слова.
— На вашего героя в романе огромное влияние оказывают отношения с Зулейхой. Какую из двух частей вам играть было интереснее — где вы злой или где вдруг прозрели?
— Невозможно отделить одно от другого, это части одной жизни. На самом деле «Зулейха открывает глаза» — обобщенная, универсальная история про мужчину и женщину, оказавшихся в переломных исторических обстоятельствах. Игнатов страшен в своих заблуждениях, он совершает ужасные поступки, а потом встречает ту женщину, которая ему нужна. И вот он уже понимает, что без нее никак не может, что именно она, Зулейха, несет свет правды...
Нет, такую роль нельзя разделить на части: вот здесь мой герой плохой, а здесь вдруг становится хорошим и берется за ум. В жизни все сложнее, тем более в той далекой, где живые чувства и мысли требовалось тщательно скрывать в тайниках души. Мне кажется, эхо той тотальной неискренности, невысказанности и недолюбленности мы и сейчас ощущаем в нашей жизни. Сужу об этом хотя бы по тому, сколько зла в ней творится, как много людей по-прежнему ощущают себя волками, окруженными флажками.
— Зулейху играет прекрасная Чулпан Хаматова. Каково быть постоянно рядом с ней?
— Как бы сказать... Самое подходящее слово — восторг. Именно это чувство испытываешь, работая рядом с такой потрясающе одаренной и искренней актрисой. Играть с Чулпан было моей давней мечтой — и вот она осуществилась. Чулпан настолько выше чего-либо приземленного, она сама — огромный мир. И «влюбиться немножко» в нее нельзя — ее можно любить всем сердцем. Для меня это просто родная душа.
Работает она так, будто у нее нет никаких регалий. Все время в поиске. Мы репетировали постоянно — и на площадке, в гостинице, всюду, где находились. В ней, мне кажется, удивительным образом сочетаются женственность и сила, очарование и железная воля.
— А какое из этих противоположных начал, на ваш взгляд, берет верх?
— А как одним словом вы можете описать, допустим, озеро Байкал? Глубокое? Нет, стихию нельзя свести к однозначности. Чулпан — безусловно, стихия, которая может быть спокойной и тихой, а может и захлестнуть огромными волнами и стремительным ветром. Какой требуется быть в данный актерский момент, такой Чулпан и будет. А если говорить о ее знаменитом, много лет работающем благотворительном фонде «Подари жизнь», то тут любовь от железной воли просто неотделима.
— Вам самому актерское тщеславие знакомо? Или считаете, что регалии — это суета сует?
— Без сомнения: су-е-та! Пару лет назад я ездил на фестиваль «Движение», где представлял свою короткометражку, получившую приз за лучший сценарий. Господи, сколько там было «нервных и недужных связей, дружб ненужных»! Но с другой стороны, фестиваль открывает фильму дорогу к зрителю. Так что приходится терпеть и некоторую суету. Главное, чтобы она, суета, не брала верх на действительно важным в нашей жизни.
P.S. 13 апреля в 21.00 на телеканале «Россия 1» состоится долгожданная премьера весны — многосерийный фильм «Зулейха открывает глаза». В экранизации романа-бестселлера Гузели Яхиной главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Сергей Маковецкий, Роза Хайруллина, Юлия Пересильд, Роман Мадянов, Евгений Морозов, Александр Баширов. Режиссер-постановщик — Егор Анашкин.
Голос
Чулпан Хаматова, исполнительница роли Зулейхи
— Когда я впервые прочитала роман Гузели Яхиной, поразилась, насколько эта вещь кинематографична. Сразу подумала: сняться в таком фильме было бы счастьем. И вдруг — приглашение на роль Зулейхи! Книга эта дорога мне еще и тем, что вернула мои собственные яркие воспоминания. Когда читала первую часть романа, где описываются подробности татарского быта, называются предметы домашней утвари, я словно переносилась на много лет назад в свое детство и юность. Кстати, не так давно я узнала, что одна из моих родственниц, крестьянка, была в 30-е годы раскулачена и звали ее Зулейха...
Зулейха Чулпан Хаматовой в конце концов становится главным человеком даже для ее бывшего супостата
Моя героиня постоянно меняется. В начале она послушная, бессловесная жена, находящаяся за спиной мужа. Но постепенно превращается в мудрую, отвечающую за жизнь своего сына, принимающую самые серьезные решения женщину. Метаморфоза поразительная. Показать ее было сложной и интересной задачей. Автор воссоздает многие черты тяжелой и страшной эпохи. И это тоже крайне важно, потому что сейчас нередко пытаются оправдать или даже возвеличить фигуру Сталина. Думаю, такое можно объяснить (но не оправдать!) только короткой исторической памятью, когда забываются ужасы репрессий и коллективизации, боль и слезы наших дедушек и бабушек.
Съемки доставили мне радость еще и потому, что я много общалась с автором книги. Каждый раз, когда у меня возникали сомнения, я ей звонила (надеюсь, Гузель не устала от моих постоянных вопросов). Кстати, на днях она согласилась стать попечителем нашего фонда поддержки детей с тяжелыми заболеваниями «Подари жизнь». И это неслучайно. Идея фильма и идея фонда близки друг другу: «Ты выживешь, только если будешь помогать другим».