Главная Культура 00:14 11 Марта 2022 12514
Дмитрий Иосифов: Елизавета правила мягкими женскими руками

Новый сериал знаменитого режиссера – об истории, воспринимаемой как современность

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Режиссерское дело Дмитрию Иосифову интереснее актерского: отвечаешь за целое, а не часть

На канале «Россия» готовится к показу сериал «Елизавета». Он расскажет о судьбе императрицы Елизаветы, которой было всего 16 лет, когда ее великий отец Петр I ушел из жизни. Против своей воли девушка оказывается втянутой в водоворот дворцовых интриг. В сериале занят звездный состав: Александр Балуев, Агриппина Стеклова, Алексей Агранович, Виктор Раков... Главную роль играет молодая, но уже широко известная актриса Юлия Хлынина. Накануне премьеры звоню режиссеру сериала Дмитрию Иосифову, который в Санкт-Петербурге выбирает натуру для своего нового проекта.

— Дмитрий, в разное время Елизавету в кино играли Татьяна Окуневская, Наталья Гундарева, Елена Цыплакова, Юлия Ауг и даже британская звезда Ванесса Редгрейв. Так что трактовка этого образа имеет большую кинематографическую традицию. Чем будете удивлять зрителя?

— Знаете, я не видел исполнение роли Елизаветы этими актрисами. Не сравнивал их с нашей замечательной Юлией Хлыниной и даже не пытался это делать. В этом не было необходимости. Хочу сразу предупредить: наш фильм — не учебник истории, по которому можно изучать биографию императрицы и события начала XVIII века. И это, Боже упаси, не историческая драма. Это фантазийная картина, упакованная, как мне кажется, в увлекательную приключенческую форму. Если угодно, это такой русский вариант Александра Дюма. Я себя не сравниваю, разумеется, с французским классиком, просто обозначаю, в каком направлении мы двигались, снимая свое кино.

Надеюсь, после просмотра нашей 12-серийной полижанровой эпопеи возникнет эмпатия не только к самой Елизавете, но и к героям, ее окружающим. По ходу работы мы старались создать на экране особый мир, чтобы у зрителя не возникало ощущение, будто все происходящее в нашем фильме случилось когда-то давным-давно и травой уже поросло. Мне хотелось, чтобы в картине были узнаваемые ситуации и живые люди с вопросами, заботами, горем и радостями, знакомыми сегодняшнему зрителю.

— Но современному зрителю, сидящему на продавленном диване, не всегда просто идентифицировать себя с монаршей особой...

— Наш сериал посвящен юности будущей императрицы. Она еще не монарх, а дочь монарха — Петра I, которого играет Александр Балуев. Наша Елизавета не помышляет о царских полномочиях, она просто хочет любить, просто хочет радоваться жизни, что в ее возрасте абсолютно естественно. Со стороны же ей пытаются объяснить, что человек царской крови не свободен в своих сердечных порывах, ему надо подчиниться судьбе — «великие в желаниях не властны»... На этом, собственно, и построен основной конфликт фильма.

Фильм одновременно красив и драматичен: даже между родными в монаршем семействе — конфликтные отношения (актеры Юлия Хлынина, Александр Балуев и Агриппина Стеклова)

— Скажите, молодая и зрелая Елизавета — это разные женщины?

— Конечно, разные. Елизавета Петровна в юности хотела любить и быть любимой, но ей не давали это сделать. В какой-то момент она махнула на свои желания рукой и стала другим человеком. Но этот сюжет уже за рамками нашего сериала...

— У вас большой опыт в создании исторических кинополотен. Вы снимали сериалы «Екатерина. Взлет» и «Екатерина. Самозванцы». Так что «Елизавета» — тематически близкий для вас материал...

— И, тем не менее, к каждому новому фильму надо готовиться заново, изучать документальный материал, живопись, музыку — применительно к конкретному сценарию, к конкретному этапу истории. Эпоха Елизаветы и эпоха Екатерины II — вроде бы близки по времени, но, по сути, это два разных государства, два разных мироустройства, наконец, два разных женских характера. Екатерина — немка, и это многое объясняет в ее стиле и образе жизни, проводимых ею реформах. Елизавета Петровна — дочь русского царя, которая старалась продолжить дело Петра I, повернуть страну на европейский путь развития. Но, в отличие от своего зачастую жестокого отца, она действовала мягкими женскими руками. И ей во многом удалось гуманизировать свою эпоху. В частности, в правление Елизаветы не применялась смертная казнь.

В сериале есть место и лирике, и природе

— Сегодня вы известный режиссер телевизионного кино. Напомню для читателей, что начинали вы творческий путь в 9 лет исполнителем главной роли в прекрасном фильме «Приключения Буратино», снятом на «Беларусьфильме». Когда вам было 14 лет я, работая в белорусской «молодежке», делал с вами интервью, и вы мне сказали, что хотите быть режиссером. Труден был путь от детской мечты к режиссерской профессии?

— Не прост. Совсем не прост. Не знаю, как рассказать об этом в двух словах. Сначала я закончил актерское отделение ВГИКа и стал работать в одном из минских театров. В какой-то момент понял, что мне этого мало. Актерская профессия — изначально зависимая. Как бы ты ни старался, твоя роль может лечь пазлом в неудачный фильм, и ты ничего не сможешь изменить. Мне же хотелось отвечать за конечный результат своих усилий, поэтому я поступил на режиссуру к классику белорусского кино Виктору Турову.

На дворе стояли «лихие 90-е». Моя стипендия в институте равнялась примерно трем долларам. Зарплата в театре составляла 10-15 долларов. Когда я заканчивал вуз, было ощущение, что профессия кинорежиссера больше никому не будет нужна: кино перестали снимать. Случайно подвернулась реклама. Потом, уже не случайно, другая, третья. Это, с одной стороны, позволяло мне кормить семью. С другой, давало возможность осваивать новую кинотехнику, которая хлынула в страну. В итоге я снял порядка 500 рекламных роликов...

— И тут в вашей судьбе появилось большое кино...

— И тут в моей судьбе появилось большое телевидение. Мой коллега предложил мне в качестве хорошо оплачиваемой халтуры помочь ему за неделю смонтировать некую телевизионную программу. Помню, мы приехали с ним в арендованную для этих нужд квартиру. На полу лежало около 1500 цифровых кассет Бетакам. А каждая кассета — это 40 минут материала. Ужаснувшись, я сказал, что только для того, чтобы это отсмотреть, нам понадобится полгода. Тем не менее, не за неделю, конечно, но мы справились. Не буду погружать вас в тонкости процесса, но при монтаже я использовал некоторые рекламные наработки, которые на ТВ в тот момент не были в ходу. Они в итоге стали визуальным стилем программы «Последний герой». На следующий сезон программы — ее снимали в Малайзии — я был приглашен режиссером-постановщиком.

Помню, перед началом работы у меня состоялся смешной разговор с одним из продюсеров «Последнего героя» Александром Любимовым. «Сколько тебе нужно камер для высадки игроков?» — спросил он. Я непонимающе посмотрел ему в глаза и ответил: «Одна». Он посмотрел на меня как на сумасшедшего. Я поймал его взгляд и сказал: «Ну, две...». Он сказал: «Так, у тебя будет 24 камеры, думай, как их распределить». Перед съемками финала программы у нас состоялся похожий диалог. Только ответ у меня был готов — я попросил 47 камер. Он посмотрел на меня с улыбкой и сказал: «У тебя губа не дура, начинал ты с одной!» Я получил тогда бесценный опыт: сидя у 16 мониторов, по радио и видеосвязи управлял движением всех камер и действиями всех операторов, в том числе снимающих под водой.

— С таким опытом — и рекламным, и телевизионным — вам в кино уже ничего не должно быть страшно. Как вы все же попали в него?

— Случайно. Приобщил меня к этому делу прекрасный оператор Сергей Мачильский, с которым мы сняли большое количество рекламных роликов. Он сказал, что хватит мне заниматься «всякой ерундой», пора снимать кино, и привел к продюсерам «Убойной силы». Тогда этот популярный сериал снимали и Рогожкин, и Снежкин, и другие замечательные режиссеры. Пригодился и я. Сначала в рамках шестого сезона «Убойной силы» снял эпизоды «Братство по оружию» и «Мыс Доброй Надежды». Потом было «Лето волков», «Уходящая натура», уже упоминавшиеся сериалы про Екатерину II, «Диверсант. Крым» и т. д. и т. п.

— Пестрая обойма...

— Дело ведь не в жанре, не в теме. Дело в том, как это сделано, какой эмоциональный резонанс вызывает у зрителей. По поводу «Лета волков», «Уходящей натуры», некоторых других фильмов мне до сих пор звонят, благодарят, при встрече жмут руку, хотя они прошли по экрану довольно давно. Для меня каждый новый фильм — это не отработка гонорара, не пересказ тех или иных событий, а ментальное высказывание, которое, я уверен, можно сформулировать на самом разном сценарном материале.

— Не хотите снять фильм для проката, а не сериал?

— Знаете, с некоторых пор я с известной долей скепсиса отношусь к так называемому большому кино. В качестве эксперимента одно время довольно часто ходил в кинотеатры. Смотрел фильмы, в том числе и громкие зарубежные, и не понимал, почему они идут в прокате — многие из них недостойны даже утреннего эфира в телевизоре. Процент хорошего, содержательного кино в кинотеатрах очень невелик. Едва ли не весь репертуар заточен на то, чтобы удивлять зрителя от 14 до 25 лет. А зрелому человеку трудно найти в прокате фильм для себя. В итоге умная, думающая аудитория перестала ходить в кино.

У меня есть один замысел для большого экрана. Возможно, я когда-нибудь его реализую. Это короткая, компактная история, которая ложится в логику прокатного кино. Но есть огромное количество историй, которые коротко рассказать на экране невозможно. Фильм для проката, если сравнивать с литературой, — это рассказ, изредка — большой рассказ, уж совсем редко — секвестированный роман. А сериал для телеэкрана или интернет-платформ может быть и повестью, и развернутым романом. Мне протяженная структура фильма сегодня интереснее.

— Недавно вы снялись в роли шахматиста Михаила Таля в фильме «Чемпион мира». Вас часто приглашают сниматься в кино как актера?

— Время от времени приглашают. Но все реже. Это потому, что я все время занят. Последние 25 лет работаю в кино как режиссер. Очень трудно это дело совмещать с актерской профессией. У кого-то получается, у меня не очень. Я даже в своих собственных фильмах не снимаюсь. Нет времени на работу с собой как с актером. В таких сложных производственных условиях, как снимают кино у нас, не работают больше нигде в мире. Выработка за смену у нас в три-четыре раза выше, чем на Netflix. У меня давно уже не было хотя бы 12-часового рабочего дня. 14-15 часов я провожу непосредственно на съемочной площадке. Плюс дорога туда и обратно, плюс подготовка к следующему съемочному дню. Кинорежиссер у нас работает 24 часа в сутки. Как автоответчик. Тут уже не до актерских амбиций.

Уже подростком Дима Иосифов мечтал стать режиссером

— Тем не менее, завершая разговор, вспомню еще раз ваше замечательное актерское свершение — Буратино, упоминание о котором, подозреваю, вам уже изрядно надоело. Скажите, эта сыгранная в детстве роль — проклятие или счастье вашей жизни?

— Это точно никакое не проклятие. Скорее, все-таки счастье. Счастье, что в начале своего пути я встретил таких прекрасных людей, как режиссер «Приключений Буратино» Леонид Алексеевич Нечаев, как Ролан Антонович Быков, Елена Всеволодовна Санаева, Владимир Абрамович Этуш, Рина Васильевна Зеленая, Владимир Павлович Басов, Николай Григорьевич Гринько, Юрий Васильевич Катин-Ярцев, которые поддерживали меня на съемочной площадке. Счастье, что мне выпало учиться актерскому делу у Алексея Владимировича Баталова, а режиссуре — у Виктора Тимофеевича Турова. Счастье, что я вообще случайно попал в мир кино и полюбил его. Этой страсти уже много лет, но мне по-прежнему интересно смотреть кино, говорить о кино, думать о нем. Кино — это моя жизнь.

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5911
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5601
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...