Аудитор Счетной палаты РФ Михаил Одинцов, проводивший ревизию Россельхозакадемии, считает, что эта структура превратилась в крупнейший в России теневой земельный супермаркет.
— Каким образом РАСХН стала крупнейшим землевладельцем России?
— В 1992 году тогдашний президент Борис Ельцин своим указом передал Россельхозакадемии и её научным учреждениям государственные земли бывшей ВАСХНИЛ в бессрочное и бесплатное пользование. Сегодня в распоряжении академии из закрепленных за ней 5 млн. гектаров имеется как минимум 3,5 млн. гектаров земель, пригодных для жилищного и коммерческого строительства. 15% из них — это участки у границ крупных городов и территорий с развитой инфраструктурой.
— Сколько, по вашему мнению, составляет рыночная стоимость земли РАСХН?
— По экспертным оценкам, их рыночная стоимость составляет сотни миллиардов долларов, но говорить об этом сейчас бессмысленно, так как руководство РАСХН не потрудилось или не пожелало определить правовой и кадастровый статус своего земельного пула. И именно поэтому мы сейчас наблюдаем их массированное и зачастую незаконное отчуждение. Что плохо лежит, то легко ухватить.
— Но руководство академии считает, что все операции с землей они проводили в соответствии с действующим законодательством.
— Это отговорки. В ходе проверок мы обнаружили многочисленные факты, когда противоправные сделки с землей в регионах совершались как раз на основании решений президиума РАСХН. Например, этот орган с волшебной легкостью согласовывал многочисленные отказы подведомственных
— Каким образом земли выводились из государственной собственности?
— По нашим наблюдениям, практиковались две основные схемы. Одна из них — это чисто мошенническая комбинация, когда при сделках в качестве правоустанавливающих документов на землю использовались поддельные свидетельства права собственности или свидетельства устаревшего образца.
Вторая схема применялась при преднамеренном банкротстве предприятий Россельхозакадемии, когда искусственно наращивалась кредиторская задолженность, запускалась процедура банкротства, и полномочия собственника от
Поэтому их не включали в конкурсную массу как имущество должника, а передавали в пользование кредиторам, которые, в свою очередь, сами переуступали третьим лицам права пользования. Так госземли становились частными и либо пополняли собой пулы земельных спекулянтов, выжидающих «хорошей цены», либо перепродавались застройщикам. Как минимум в обеих коррупционных схемах участвовали две стороны — органы местного самоуправления и руководство подведомственных Россельхозакадемии организаций.
— Как, по вашему мнению, можно остановить эти злоупотребления?
— Прежде всего необходимо зарегистрировать на земли академии право собственности Российской Федерации. Далее — провести кадастровый учет этих земель, cоздать прецедентную практику изъятия в судебном порядке земельных участков у неэффективных пользователей, а также систему направленных против них налоговых санкций.