Российским водителям, ездящим на дизельных автомобилях, действительно не позавидуешь. По данным информационного центра "Кортес", занимающегося топливной аналитикой, в конце июня на спотовом рынке АИ-76/80 стоил в среднем 23,569 тысячи рублей за тонну, АИ-92/93 - 26,487 тысячи, АИ-95/96 - 28,295 тысячи. В это же время летнее дизельное топливо стоило 26,977 тысячи, а зимнее еще больше - 28,202 тысячи рублей за тонну.
На прошлой неделе, пожалуй, самый заметный скачок цен произошел в Магадане.
- Еще в мае литр дизельного топлива стоил у нас 23,43 рубля, а сейчас - 28,5 рубля, - посетовал в разговоре с корреспондентом "Труда-7" Дмитрием Латыповым председатель регионального отделения общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Олег Прошкин. - Весной в городе вообще сложилась парадоксальная ситуация: стоимость дизельного топлива превысила стоимость бензина АИ-92, что явно противоречит здравому смыслу, ведь высокооктановый бензин всегда стоил дороже солярки.
Эксперты объясняют нынешнюю ситуацию несколькими факторами.
- Во-первых, дизельное топливо является сейчас одним из основных наших экспортных нефтепродуктов, - сообщил "Труду-7" директор по развитию и маркетингу ИЦ "Кортес" Павел Строков. - Как только в Западной Европе спрос на него начинает расти, это незамедлительно отражается на нас. Во-вторых, сказывается и то, что у нас дизельное топливо является не основным. Мы все же "бензиновая страна". Соляркой в основном пользуются торговые, логистические, строительные и тому подобные компании. Топливные компании понимают, что солярка все равно найдет спрос, поэтому и не стесняются повышать на нее цены.
Дизтопливо дорожает не только в России. В Германии удорожание солярки сказалось на продажах новых дизельных автомобилей. Согласно данным немецкого автомобильного клуба ADAC, в январе-апреле 2008 года доля дизелей среди автомобилей, прошедших в Германии первичную регистрацию, составила 45,9%, (483,7 тысячи машин), тогда как за аналогичный период 2007 года - 47,7%. Между тем ранее эксперты клуба предполагали, что в 2008 году доля таких автомобилей превысит 50%. Не превысила.
Практичные немцы подсчитали, что в случае, если разница в стоимости литра бензина и дизельного топлива составляет 18 центов, дизельный Mercedes C-класса оправдывает себя при минимальном ежегодном пробеге в 11 тысяч километров. В ситуации, когда разница составляет 10 центов, пробег равняется уже 16,5 тысячи километров. Именно такой она оказалась в нынешнем году. Немцы, как говорится, почувствовали разницу и начали менять собственные автомобильные приоритеты.
В России в эпоху дешевой солярки дизельные автомобили покупают из соображений экономии, мирясь при этом с их недостатками.
Собираясь покупать дизельную машину, стоит вспомнить о качестве солярки.
СРЕДНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН АИ-92 И ДИЗТОПЛИВО ПО РОССИИ, В РУБЛЯХ ЗА ЛИТР
2007 год (АИ-92 Дизтопливо)
20,31 19,42
2008 год (АИ-92 Дизтопливо)
январь 20,61 20,19
март 20,97 20,54
май 22,56 22,34
июнь 23,50 24,04
По данным Росстата