Есть несколько дней в году, когда в храмы приходят люди, которых обычно редко там встретишь. Завтра, 11 июня, как раз такой день — Вселенская родительская суббота. Таких суббот всего две в году — за неделю до Великого поста и накануне Дня Святой Троицы. Чем же Вселенские субботы отличаются от обычных родительских и почему нынешняя отмечается именно перед Троицей? Давайте разберемся.
Обычай молиться «за родителей», то есть ушедших сродников, ведет начало с апостольских времен. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. С первых веков чин поминовения входил во все Божественные литургии, в том числе святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, а в XIV веке на V Вселенском соборе был окончательно закреплен в богослужебном уставе. Там же указано, что по субботам, в день, когда, по Писанию, Спаситель сошел в ад, чтобы вывести из него праведников, в храмах после Литургии служат еще и краткую панихиду — литию.
Но во время Великого поста обычная Литургия не совершается, точнее, в ней нет чина поминовения: все внимание уделено покаянию. Чтобы не оставлять души ушедших без молитвенной поддержки, на второй, третьей и четвертой неделях Поста установлены так называемые родительские субботы, когда в храмах проходят специальные заупокойные службы — панихиды. Помимо этого, есть Радоница, которую отмечают во вторник второй недели после Пасхи: в этот родительский день православные по традиции отправляются на кладбища, где поминают родных. Есть еще панихиды на 9 Мая и на Дмитриевскую родительскую субботу (в этом году она будет 5 ноября): они в первую очередь посвящены воинам, которые отдали жизнь за Родину.
Фото: © Maksim Konstantinov, globallookpress.com
Самыми же главными родительскими субботами считаются Вселенские: одна за неделю до Великого поста, а вторая накануне праздника Святой Троицы, который в этом году отмечают 12 июня — кстати, одновременно с Днем России. Во время Троицкой Вселенской субботы верующие поминают всех усопших, «от начала века, со времен Адама», а особенно тех, кто «был похищен внезапной смертью вдали от родных, на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погиб от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, всех бедных и немощных, не успевших перед смертью покаяться и не погребенных, как должно».
Эта служба начинается еще в пятницу (заупокойные вечерня и утреня), а в субботу проходят заупокойная Литургия и Вселенская панихида. Снова и снова Церковь напоминает об одном из самых загадочных событий Страстей Христовых — сошествии Господа в ад, откуда Он вывел многих ветхозаветных праведников, а также Адама с Евой. На фреске XIV века в церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции (на фото в начале статьи) изображен этот момент: под ногами Христа поверженные врата ада и дьявол, а сам Он берет за руку Адама, за которым стоит Авель с агнцем в руках...
Почему верующим так важно вспоминать это событие на заупокойных службах в родительские — и особенно Вселенские — субботы? По словам митрополита Антония Сурожского, потому что оно подтверждает: после искупительной жертвы Христа для христиан смерти больше нет. Есть переход в другую жизнь, дверь в которую открыл Спаситель своим подвигом на Кресте и подтвердил, спустившись в ад. И теперь только от нас зависит, захотим ли мы спастись и поможем ли сделать это своим сродникам и всем прочим христианам. Например, вознося за них соборную молитву. Ведь ад хоть и разрушен, но грехи никто не отменял. «Поэтому наша задача, — напоминал митрополит Антоний, — молиться о тех, кто сами уже не могут покаяться и попросить прощения и чьи души пребывают в ужасе, трепете и недоумении, особенно если последний миг наступил неожиданно — на поле битвы или в результате какой-то трагедии. Молитва — лучшая для них милостыня».
А как поддержать тех, кто еще с нами, но неизлечимо болен, и дни его сочтены? Ведь, как ни утешай себя мыслями о вечной жизни, умирать все равно страшно. Одна из проповедей отца Антония на Вселенскую родительскую субботу посвящена как раз этому. Он вспоминает случай, который произошел с ним на войне, где он служил младшим хирургом в прифронтовом госпитале. Однажды там умирал его ровесник, солдатик лет двадцати пяти.
«Я пришел к нему вечером и сел рядом: «Как ты себя чувствуешь?» Он посмотрел на меня и ответил: «Я сегодня ночью умру». — «А тебе страшно умирать?» — «Нет, но больно расставаться с женой, с родителями. Страшно умереть в одиночестве». — «Ты не умрешь один». — «То есть как?» — «Я с тобой останусь». — «Вы не можете всю ночь просидеть со мной...» — «Конечно, могу! Я сяду рядом, и мы будем разговаривать про то, что у тебя на душе, что ты любишь. Я буду держать тебя за руку: Ты уйдешь не один, мы весь путь совершим вместе». Так и случилось.
Потом, уже став священником, я не раз проводил долгие ночи рядом с умирающими. Когда это было возможно, мы молились вместе или я один. Но главное, мы говорили, и каждого я держал за руку. Это действительно важно — не быть одному, когда уходишь в вечность. Но близкие порой понимают это слишком поздно. Особенно если человек долго болеет. Родные начинают чувствовать себя пленниками и только и ждут конца. А умирающему это невыносимо. Появляются темные, мрачные, скверные чувства и у него, и у окружающих. Если они верующие, то потом будут подавать записочки, молиться на родительских панихидах, отмаливать этот грех. А ведь Господь послал им самый короткий путь к спасению. Всего лишь и надо было, что смирить себя и пройти испытание рядом с умирающим. И тогда можно было бы воскликнуть вслед за святителем Иоанном Златоустом: «Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?».
Всегда вспоминаю об этом во время заупокойных служб на родительских субботах...
А почему именно Троице предшествует это Вселенское поминовение «всех усопших, от века почивших». Для начала давайте вспомним, что же мы празднуем в великий День Святой Троицы, завершающий евангельскую историю Спасителя. На 50-й день после Пасхи (поэтому второе имя Троицы — Пятидесятница) апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме. И тут, как сказано в Новом Завете, «:внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян 2:2-4). Преисполненные им, апостолы получили дар проповедовать, и только в этот день к Христу обратилось около 3 тысяч человек. Поэтому Пятидесятница считается и днем рождения Церкви.
Фото: © Komsomolskaya Pravda, globallookpress.com
Но главное событие праздника — Сошествие Духа Святого. Человеку было явлено третье лицо Святой Троицы и ее единство: единое Божество, единое Царство. И открылось, что мир ушедших и мир живых — одно целое. И христианин, получая Благодать Святого Духа, становится частичкой этой общности, ведь у Бога все живы «от начала века, со времен Адама». Вот чтобы напомнить нам об этом, накануне праздника Троицы и установлено особое Вселенское поминовение.
Пресвятая Троице, помилуй нас!