По сравнению с прошлым годом основные производственные показатели российских авиакомпаний упали на 20%. Значительных улучшений ожидать не приходится, поэтому в авиакомпаниях стали готовиться к сокращениям. Как сообщил замруководителя Федерального агентства воздушного транспорта Олег Клим на заседании коллегии Росавиации, в данный момент планируется уволить 10,5 тысячи человек. 8,7 тысячи работников авиаотрасли уже потеряли работу. Нашли новую только 2,3 тысячи человек. Таким образом, в скором времени без работы окажется свыше 13% всех занятых в отрасли.
Спустят на землю
Под сокращение попадут все, начиная с летных экипажей. "Сложнее всего придется летчикам, штурманам и бортпроводникам, которые летали на самолетах советского производства. Те из них, кто не сможет переучиться на работу на западных типах воздушных судов, вряд ли найдут работу", - дает свой прогноз глава аналитической службы агентства Олег Пантелеев. Меньше всего шансов найти новую работу у летчиков в возрасте: переучивание само по себе дорого, и авиакомпания не возьмет на работу человека предпенсионного возраста, опасаясь, что он не сможет оправдать вложенные в него средства. Бортпроводницам с большим стажем работы не легче: им тяжело устроиться на работу именно потому, что все авиакомпании предпочитают видеть в качестве стюардесс молодых девушек. Голодавшие бортпроводницы "Красэйр" - это как раз женщины 40-50 лет.
Увольняют не только бортпроводниц, но и пилотов - представителей профессии, которая была очень востребована последние годы, когда российская авиация переживала расцвет. "На данный момент уволены 2,5 тысячи членов летных экипажей воздушных судов, из них 550 пилотов. А поскольку ТН-104 и ИЛ-86 выбывают из оборота, а многие пилоты - люди пенсионного возраста, переподготовить их уже нельзя", - обрисовал ситуацию в отрасли глава профсоюза летного состава России Мирослав Бойчук.
Под сокращение попадут сотрудники, работа которых была связана с непрофильными услугами.
Им кризис не страшен
"Российская авиация откатилась на позиции 2006-2007 годов",- анализирует Олег Пантелеев. Но это не 90-е, когда из-за массовых банкротств отрасль была по-настоящему в кризисе, поэтому не стоит думать, будто летчики и бортинженеры будут не нужны.
"Летный, технический и инженерный персонал всегда будет в дефиците, это одна из ключевых проблем современной авиации. По оценкам Всемирного фонда безопасности, в 2014-2016 годах в СНГ будет недоставать 13 тысяч пилотов", - приводит данные генеральный директор группы компаний "АвиаПерсонал" Анастасия Мирошниченко.
Кризисные трагедии
В мае отчаявшиеся 17 бывших бортпроводниц компании "Красэйр" объявили голодовку. Она закончилась 19 дней спустя, почти всех увезли в больницу с высоким давлением. 3 июня выбросилась из окна 27-летняя Юлия Демишина, стюардесса обанкротившейся компании "Дальавиа". Авиакомпания должна была ей 100 тысяч рублей, при этом девушка жила на пособие по безработице, которого не хватало даже на еду. На следующий день покончила с собой ее мать.
Кадры
8726 человек уже потеряли работу (это бывшие сотрудники компаний "КрасЭйр", "Дальавиа", "Омскавиа" и других)
10 457 человек из разных авиакомпаний планируют уволить до осени
2327 уволенных нашли новую работу
5116 человек переведены в режим неполного рабочего времени
126 968 человек - среднесписочная численность авиаработников России
Источник: данные Росавиации