На сайте Министерства культуры РФ опубликован приказ № 602 от 27 апреля 2018 г. «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в организациях исполнительских искусств». Отныне всем – от сапожника до художника и от танцора до гримера – придется работать с секундомером в руках.
Год театра еще не наступил, но чиновники от культуры, судя по всему, к нему уже подготовились. И весьма основательно. Позаботился об этом г-н Аристархов, временно исполнявший обязанности министра культуры до формирования нового кабинета министров. Его подчиненные все просчитали до мелочей. На 42 двух страницах убористого текста изложено, сколько специалистов может позволить себе театр – хормейстеров и помрежей, осветителей и репетиторов по речи, администраторов, музыкантов и артистов балета. В нормировочном азарте чиновники не забыли даже про цирк: по их мнению, одному слону положено двое ухаживающих за ним работников, а пяти лошадям только один.
Вникли заботливые чиновники и в тонкости «производственных» процессов. На пошив балетной пачки они отвели 19 часов 48 минут (чувствуете ювелирный расчет?). Историческое платье костюмер должен подготовить к спектаклю за 37 минут. На обеспечение спектакля исходящим реквизитом, включая «покупку продуктов, заваривание чая и др.» реквизитору определили 45 минут. На портретный грим должно уйти не более 51 минуты, на современную прическу на коротких волосах – 10, а на одевание-переодевание артиста – 18 минут. Особенно живописно выглядят нормативы на… пейзажную живопись – с квадратным метром равнинного пейзажа художник обязан управиться за 60 минут, подводного – аж за 72. Бакст, Бенуа и Коровин переворачиваются в своих гробах.
Зато всего несколько секунд требуется, чтобы понять: нормативы составляют те, кто сам по ним никогда не работал и работать не будет. Притом руководство театра за несоблюдение этих предписаний будет наказываться вплоть до увольнения за… неэффективное управление вверенным им участком культуры. Выходит, что следить за исполнением нормативов будут строго. Но как это будет выглядеть на практике?
Попробуем представить. В каждом театре будет создан специальный «надзирательный» отдел, сотрудники которого будут с хронометрами в руках гоняться за каждым монтировщиком, выясняя, успел ли он установить каждый конкретный стул-стол-этажерку за отведенные для этого 12 минут, и стоять за спинами костюмеров, которые обязаны пришить оторвавшиеся крючки-пуговицы за 45 минут. А потом составлять отчет для соответствующей инстанции. То есть в каждом департаменте культуры – от городского до регионального – будут созданы отделы, которые будут анализировать присланные отчеты и передавать их в головное министерство, где тоже придется организовать такую структуру. Куча народу будет с умным видом громоздить горы макулатуры, от наличия которой спектакли, концерты и цирковые представления не станут лучше ни на йоту.
Скорее – хуже. Поскольку наличие за спиной надзирателя, который сам ни парик завить, ни фонарь на штанкет приладить не умеет, а только бумаги плодит, у настоящего профессионала ничего, кроме законного раздражения, не вызовет. А от атмосферы в театре ой как много всего зависит. Но это еще полбеды. Если в театре служит специалистов больше, чем предусмотрено нормативами, что будет с этими людьми? Их уволят? И вся эта вакханалия будет закамуфлирована под борьбу за благое дело: нормативы приняты, как сказано в документе, в целях реализации пункта 4 раздела V – внимание, барабанная дробь! – Плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры».
Театральное сообщество встревожено не на шутку. Почему министерство, принимая такой жесткий регламентный документ, не посоветовалось с теми, кому придется теперь его исполнять? Ведь такая практика в Минкульте существует и прекрасно работает, как это имело место, к примеру, в случае с назначением Сергея Женовача на должность художественного руководителя МХТ. Но тут не один театр, пусть и легендарный, а более 650 по всей стране.
Ответ, похоже, лежит на поверхности: чиновники прекрасно понимали, что одобрения эта инициатива у театрального сообщества не вызовет, возражений будет масса – как по частностям, так и по затее в целом – и возражений аргументированных. Доказать же свою правоту им было бы крайне затруднительно. Понятно, таким образом после череды коррупционных скандалов в Минкульте нам демонстрируют решимость в охранении каждой государственной копейки. Только вот воровство идет на миллионы, а экономить предлагается на иголках.
Приказ о введении в действие отраслевых норм еще не выпущен. У директорского корпуса есть некоторое время, чтобы попытаться остановить это нормативное безумие. И настроен он очень решительно.