В небе Содружества в эти дни работало более 50 боевых самолетов. Координировались действия войск ПВО восьми государств: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана и Украины. Многое было впервые. Самые серьезные воздушные "бои" развернулись над просторами Белоруссии.
Сначала мы на самолете командующего дальней авиацией взяли курс на Новгород. Отсюда, с аэродрома Сольцы, через несколько часов на авиабазу в Барановичах должны вылететь четыре тяжелых бомбардировщика Ту-22М3.
Генерал-лейтенант Игорь Хворов разворачивает карту, на которой нанесена боевая обстановка. Указкой обводит круг вокруг Саратова. Почти одновременно отсюда, с аэродрома в Энгельсе, где базируется дивизия стратегических бомбардировщиков, поясняет он, поднимутся в небо два Ту-160 и два Ту-95МС. В это время комдив генерал-майор Анатолий Жихарев получил пакет с боевым приказом. "Дальникам" на этой тренировке впервые была отведена роль "нарушителей режима полетов". Утром следующего дня все восемь самолетов с разных направлений одновременно пересекут границу с соседним государством, где их будут перехватывать белорусские МиГи. По сценарию учений перед ними стоит задача принудить российские самолеты к посадке на аэродром Мачулищи, что под Минском.
На белорусской авиабазе все готово к встрече "противника". Радиолокационные подразделения белорусских ПВО уже засекли "нарушителей", истребители прогревают двигатели. Спрашиваю у заместителя командира авиабазы Мачулищи подполковника Вадима Морского, каким образом происходит принуждение к посадке. Оказывается, на этот случай существует своего рода "немая азбука". Истребитель подходит к нарушителю на 200-500 метров, трижды покачивает крылом и заваливается в ту сторону, куда следует идти на посадку.
МиГи один за другим уходят на перехват. Через полчаса на командно-наблюдательном пункте удается получить некоторое представление, что происходит в воздухе. По громкоговорящей связи один из летчиков докладывает руководителю полетов: "До цели - 30.., до цели - 10.., цель вижу, сопровождаю одиночный бомбардировщик, борт номер.., следует курсом 200 на высоте 8000 метров". Менее чем через час "тушки" одна за другой садятся на аэродром. Позже военные пояснят, что это был первый случай приземления российских стратегических ракетоносцев Ту-160 на белорусской земле с начала 90-х годов. А кроме того, как расскажет потом заместитель командующего ВВС и ПВО Белоруссии полковник Михаил Левицкий, впервые их истребители наводил на цели российский самолет дальнего радиолокационного наведения А-50 "Шмель", аналог американского "АВАКСа".
Итоги учебных боев в небе Белоруссии подвел на аэродроме Мачулищи командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Игорь Хворов:
- Особенность этих маневров в их масштабах. С обеих сторон участвовало более 30 самолетов, плюс 10 зенитно-ракетных и 20 радиотехнических подразделений белорусской армии. По нашим данным, их ПВО сработала на учениях на "отлично". Все цели были обнаружены на заданных рубежах и условно сбиты. Причем обе стороны продемонстрировали довольно высокий уровень взаимодействия. Хорошую тренировку получили и наши экипажи - каждый провел в воздухе более трех часов. Но самое главное - нынешние маневры показали, что возможности противовоздушной обороны на западных рубежах СНГ в этом году стали гораздо выше.