Именно здесь проверяющих заинтересовали 5,403 тонны золота, которое принадлежало государству. Эти пять тонн в свое время были переданы предприятию, как объяснили на заводе, в качестве оборотного металла. Однако ревизоры резонно заметили, что все должно быть оформлено надлежащим образом или взятое в долг золото надо вернуть государству. 1 октября 2003-го министру финансов Алексею Кудрину (тогда еще и вице-премьеру) Счетная палата направила официальное представление.
Спустя четыре с половиной месяца Кудрин получил уже более серьезный документ - предписание, обязательное для исполнения, в том числе руководителями федеральных органов исполнительной власти, членами правительства. В предписании указывалось, что Минфин не принял эффективных мер по возврату золота в Гохран, и требовалось в кратчайшие сроки навести порядок. Аналогичный документ получил и директор Приокского завода цветных металлов Алексей Хан.
Казалось бы, на этот раз будут приняты исчерпывающие меры. Однако этого не случилось. Из пришедших в Счетную палату ответов следовало, что "подтверждение задолженности и ее истребование в установленном законом порядке со стороны Гохрана России Приокскому заводу цветных металлов не предъявлено". То есть получалось, что и задолженности никакой нет, и оформлять, следовательно, ничего не надо.
Счетная палата отправила повторные письма - теперь уже не только в Минфин и на завод, но и правительству России. Все-таки пять с лишним тонн государственного золота - не шутка. Но минул 2004-й, на исходе 2005-й, а, как заявил на днях заместитель председателя Счетной палаты Александр Семиколенных, "говорить о полном выполнении предписаний на настоящий момент не представляется возможным". Известно лишь, что "руководство завода полагает внести данную сумму в размер уставного капитала, возможно, в судебном порядке".
- Ситуация не столь драматичная, как ее преподносят в средствах массовой информации, - сказал мне представитель Минфина РФ Андрей САЙКО. - Во-первых, металл, находящийся на приокском предприятии, всегда учитывался на заводе и никогда не был "забытым". Во-вторых, это золото находится в непрерывном технологическом процессе, является его неотъемлемой частью. Изъять металл - значит просто-напросто прекратить работу предприятия. В-третьих, золото было и остается государственным, как и сам завод. И, наконец, последнее. Минфин, Министерство экономического развития и торговли, Росимущество уже обращались в правительство с вопросом внести указанный металл в уставный капитал завода. Сейчас идет согласование этой процедуры...
Что ж, позиция Минфина понятна, как понятны и требования Счетной палаты навести порядок в документации, касающейся государственного золота. Одно неясно: почему так долго, годами, не могут сдвинуться колесики нашей огромной, заржавевшей бюрократической машины? Может быть, на этот вопрос ответит наш премьер Михаил Ефимович Фрадков?
ЗАПАСЫ ЗОЛОТА В 15 СТРАНАХ, ЗАНИМАЮЩИХ ВЕРХНЮЮ ЧАСТЬ СПИСКА
(по данным World Gold Counsil; по состоянию на апрель 2005-го)
США 8 136 тонн
Германия 3 433
Международный валютный фонд 3 217
Франция 2 961
Италия 2 451
Швейцария 1 290
Япония 765
Нидерланды 720
Китай 600
Испания 523
Португалия 462
Тайвань 423
Россия 386
Индия 358
Венесуэла 357
Великобритания 312