В Госдуме обсуждают идею ввести уголовное наказание для кредиторов, которые доводят должников до суицида. Давление со стороны банков и коллекторов на потерявших надежду расплатиться клиентов приняло массовый характер.
Зампред комитета по энергетике Олег Михеев подготовил поправки в УК РФ, согласно которым за психологическое давление на должника, приведшее к попытке суицида, следует наказывать «ограничением свободы до трех лет, либо принудительными работами до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок».
Автор законопроекта считает, что ситуация в сфере потребительского кредитования стала критической. Агрессивная реклама кредитных услуг приводит к тому, что люди с невысокими доходами бездумно берут кредиты под высокий процент, при этом не всегда могут оценить условия заключаемого с банком договора и рассчитать свою кредитную нагрузку. Дальше банки подключают коллекторские агентства, которые всеми правдами и неправдами выбивают долги. Действительно, есть случаи, когда должники решались на самоубийство. Вопрос в том, как доказать причинно-следственную связь. Разве что несчастный оставит записку: «В моей смерти прошу винить банк»...
Автору этих строк, как, наверняка, каждому владельцу мобильного телефона, то и дело приходят эсэмэски: «Правление банка решило предоставить вам беспроцентный кредит...» Причем от разных банков, у которых мы ничего не просили. И находятся доверчивые люди, клюют на посулы легких денег, которые потом окажутся непосильной ношей. Под Воронежем чуть ли не целые деревни ходят в должниках.
Но спасет ли граждан от кредиторов угроза уголовного преследования банкиров? С вопросом мы обратились к первому заместителю председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Оксане Дмитриевой.
— Без сомнения, нужны законы в защиту заемщика, и прежде всего в сфере ипотечного кредитования. Реально критическая ситуация возникает, когда должника выселяют из жилья. Поэтому в нашей фракции подготовлен законопроект по ипотеке. Смысл такой: если человек объективно не может выплачивать ипотечный кредит, а это его единственное жилье, то его не вправе выселить. Просто квартира переводится в статус наемной, и потом он может ее заново выкупить. Что касается предложения сажать за доведение должника до самоубийства, то это, скорее всего, попытка привлечь внимание к давно назревшей проблеме. Банки ведут довольно авантюрную политику в сфере кредитования. Риски перекладывают на самих заемщиков: ставки по кредитам высоки, причем реальная ставка отличается от фактически заявленной. А потом, чтобы люди расплачивались по кредитам, на помощь привлекаются все силы государства — от коллекторских агентств, которые полукриминальным способом выбивают долги, до запрета выезда за границу. Это приводит к печальным последствиям, но доказать такую связь практически нереально.