Давно ли вы видели на наших экранах — большом или телевизионном — кино про рабочий класс? Можете не отвечать: легче в Подмосковье встретить снежного барса. А существует ли он вообще, этот рабочий класс, на белом свете? Оказывается, существует — со своими бедами и надеждами. А теперь есть и кино: фильм «Завод» Юрия Быкова после долгого и трудного производства наконец-то выходит к зрителю.
Завод в российской глубинке. Большой, старый, дымный, где с утра до вечера «куют что-то железное». Однажды хозяин предприятия, олигарх Калугин скучным голосом сообщит рабочим, что завод убыточен, его пора закрывать. Задержанную за полгода зарплату обещает выплатить позже, когда появятся деньги. Работяги привычно ропщут в раздевалке. И только один из них — ветеран локальных войн по прозвищу Седой — предлагает дерзкий план: захватить олигарха в заложники. И пусть его подручные привезут в качестве выкупа заработанные людьми деньги. Сказано — сделано. Назавтра лощеный олигарх, вынутый вооруженными рабочими из мерседеса, оказывается запертым в заводской подсобке. Так боевито и лихо начинается фильм «Завод».
Постановщик фильма Юрий Быков сам родом из провинции, из небольшого города в Рязанской области. Беды и боли современной России чувствует кожей, всеми своими оголенными нервами. Человек искренний, живой, увлекающийся, он снял нашумевшие фильмы «Майор» и «Дурак», которые создали ему репутацию мастера социального, проблемного кино. Потом вдруг поставил откровенно заказной, пропагандистский сериал «Спящие», в котором без искры таланта и без толики вдохновения разоблачил «продажную либеральную плесень». После устроенной ему в соцсетях обструкции покаялся, даже хотел насовсем уйти из кино, но публика (а у Юрия Быкова есть свой преданный зритель) не отпустила.
В «Заводе» режиссер вернулся к себе прежнему — смелому, честному, истовому и искреннему, рубящему правду-матку о состоянии дел в России. Сюжет нового фильма взял не с потолка. Известна страшная статистика: за годы, прошедшие со времен развала СССР, в стране остановились порядка 30 тысяч средних и крупных заводов. А значит, миллионы людей потеряли работу и были выброшены на улицу — чаще всего без средств к существованию...
Другое дело, что с оружием в руках требовать у олигархов или властей справедливости в реальной жизни, а не в кино, мало кто отваживался. Нынче даже мирная забастовка или митинг, право на которые даровано Конституцией РФ, считаются криминалом. Видимо, «взрывоопасный» сюжет стал причиной того, что министерство культуры РФ в свое время отказалось финансировать сценарий. Но Быков — человек упертый. Он нашел независимых продюсеров, подключил европейские кинофонды и в итоге снял фильм, который потянул на 1 миллион евро. Как выяснилось, совсем не радикальный и отнюдь не зовущий Русь «к топору».
Это стало ясно еще в прошлом году, а точнее, на фестивале в Торонто, где состоялся первый показ «Завода». Экстремизма в фильме тогда никто и близко не обнаружил. Что касается художественного качества «Завода», то отклики критиков были разными. От похвал, что, дескать, Быков снял первоклассный боевик в стиле азиатского гангстерского кино, до размашистой хулы, что, якобы, фильм «подтверждает статус серьезной неудачи, которая никак не должна длиться даже минутой дольше, чем полтора часа» («Завод» идет 1 час 50 минут). Где же истина? После премьеры фильма в кинотеатре «Иллюзион» мне стало ясно, что истина, как водится, где-то посредине.
Начну с очевидного: Быков снял брутальное, сугубо мужское кино. Ведь кроме группы рабочих, с дробовиками и обрезами захвативших в плен Калугина, в фильме вскоре появляется бригада вооруженных охранников олигарха, по сути, бандитов, приехавших спасать босса. А кто-то неизвестный (его имя выяснится ближе к финалу) вызвал к заводской проходной еще и спецназ, тоже экипированный по полной боевой выкладке. Такое столпотворение вооруженных людей на одном пятачке не могло, увы, не закончиться кровавой развязкой...
Левак по убеждениям, как он однажды признался мне в интервью для «Труда», Быков, разумеется, не испытывает симпатии к жирующему олигарху, его покровителям и наглым подручным. Но и, вопреки вероятным опасениям чиновников минкульта, совсем не поэтизирует восставших рабочих. Вслед за Пушкиным, которого режиссер часто поминает в своих публичных выступлениях, он не находит оправдания русскому бунту, бессмысленному и беспощадному. В пролившейся крови режиссер усматривает как вину кровососа-олигарха, не думающего о народных бедах, так и вину обиженного на весь мир вожака бунтарей, который подбил мирных людей на противозаконные действия и в итоге спровоцировал бойню в заводских цехах.
При этом, независимо от своих политических симпатий и антипатий, всех участников развернувшейся в фильме драмы режиссер старается показывать правдиво и объемно. На то он и художник, а не политикан. Но героев в кадре много, экранного времени мало, подробно прорисовать всех персонажей не получается. Поэтому Быков пишет свое «батальное полотно» жирными, а зачастую попросту грубыми, торопливыми мазками. Тех, кто любит в кино полутона и оттенки, психологические нюансы, «Завод», боюсь, разочарует своей прямолинейной драматургией, лапидарной обрисовкой характеров.
Больше всего в фильме повезло Калугину, которого Андрей Смоляков играет сильным, умным, волевым, но и откровенно циничным человеком, которому плевать на нужды рабочих. Хуже прописан Седой (его играет харизматичный Денис Шведов), который из народного заступника, заводского Робин Гуда по ходу фильма внезапно превращается в провокатора, преследующего свои, не очень понятные ему самому (и нам) цели. И уж совсем туманными показались мне взаимоотношения Калугина и главаря охранников по кличке Туман (Владислав Абашин), хотя по признанию Юрия Быкова на пресс-конференции, именно эта линия была ему особенно интересна.
Несмотря на то, что режиссер долго готовился и упорно шел к своему фильму, в окончательном виде «Завод» смахивает на черновую сборку. В фильме много сюжетных неловкостей и неясностей, в частности, у многих журналистов вызвал вопросы мутный, скомканный финал. По жанру «Завод» зависает между социальной драмой и боевиком. Для драмы фильм недостаточно глубоко проработан, для боевика в нем слишком много длинных, отдающих литературностью разговоров. Вдобавок из-за заводского скрежета и грохота часть диалогов мне элементарно не удалось расслышать...
Но эти и другие недостатки «Завода» в значительной мере искупаются искренностью режиссера, отчаянной, диковатой энергетикой фильма, адреналиновым драйвом, который временами буквально хлещет с экрана. Самый несовершенный, как мне представляется, фильм социальной быковской трилогии обещает оказаться и самым кассовым его фильмом. «Завод» выходит на российские экраны тиражом 400 копий и уже приобретен 30-ю странами мира. Не так плохо для картины, которую хотели зарубить на корню.