Главная Культура 00:17 08 Февраля 2019 10383
Гудит завод. А нам-то что за дело?

В своем новом фильме Юрий Быков исследует природу русского бунта

Леонид Павлючик
Кадр из фильма «Завод» с сайта kinopoisk.ru

Давно ли вы видели на наших экранах — большом или телевизионном — кино про рабочий класс? Можете не отвечать: легче в Подмосковье встретить снежного барса. А существует ли он вообще, этот рабочий класс, на белом свете? Оказывается, существует — со своими бедами и надеждами. А теперь есть и кино: фильм «Завод» Юрия Быкова после долгого и трудного производства наконец-то выходит к зрителю.

Завод в российской глубинке. Большой, старый, дымный, где с утра до вечера «куют что-то железное». Однажды хозяин предприятия, олигарх Калугин скучным голосом сообщит рабочим, что завод убыточен, его пора закрывать. Задержанную за полгода зарплату обещает выплатить позже, когда появятся деньги. Работяги привычно ропщут в раздевалке. И только один из них — ветеран локальных войн по прозвищу Седой — предлагает дерзкий план: захватить олигарха в заложники. И пусть его подручные привезут в качестве выкупа заработанные людьми деньги. Сказано — сделано. Назавтра лощеный олигарх, вынутый вооруженными рабочими из мерседеса, оказывается запертым в заводской подсобке. Так боевито и лихо начинается фильм «Завод».

Постановщик фильма Юрий Быков сам родом из провинции, из небольшого города в Рязанской области. Беды и боли современной России чувствует кожей, всеми своими оголенными нервами. Человек искренний, живой, увлекающийся, он снял нашумевшие фильмы «Майор» и «Дурак», которые создали ему репутацию мастера социального, проблемного кино. Потом вдруг поставил откровенно заказной, пропагандистский сериал «Спящие», в котором без искры таланта и без толики вдохновения разоблачил «продажную либеральную плесень». После устроенной ему в соцсетях обструкции покаялся, даже хотел насовсем уйти из кино, но публика (а у Юрия Быкова есть свой преданный зритель) не отпустила.

В «Заводе» режиссер вернулся к себе прежнему — смелому, честному, истовому и искреннему, рубящему правду-матку о состоянии дел в России. Сюжет нового фильма взял не с потолка. Известна страшная статистика: за годы, прошедшие со времен развала СССР, в стране остановились порядка 30 тысяч средних и крупных заводов. А значит, миллионы людей потеряли работу и были выброшены на улицу — чаще всего без средств к существованию...

Другое дело, что с оружием в руках требовать у олигархов или властей справедливости в реальной жизни, а не в кино, мало кто отваживался. Нынче даже мирная забастовка или митинг, право на которые даровано Конституцией РФ, считаются криминалом. Видимо, «взрывоопасный» сюжет стал причиной того, что министерство культуры РФ в свое время отказалось финансировать сценарий. Но Быков — человек упертый. Он нашел независимых продюсеров, подключил европейские кинофонды и в итоге снял фильм, который потянул на 1 миллион евро. Как выяснилось, совсем не радикальный и отнюдь не зовущий Русь «к топору».

Это стало ясно еще в прошлом году, а точнее, на фестивале в Торонто, где состоялся первый показ «Завода». Экстремизма в фильме тогда никто и близко не обнаружил. Что касается художественного качества «Завода», то отклики критиков были разными. От похвал, что, дескать, Быков снял первоклассный боевик в стиле азиатского гангстерского кино, до размашистой хулы, что, якобы, фильм «подтверждает статус серьезной неудачи, которая никак не должна длиться даже минутой дольше, чем полтора часа» («Завод» идет 1 час 50 минут). Где же истина? После премьеры фильма в кинотеатре «Иллюзион» мне стало ясно, что истина, как водится, где-то посредине.

Начну с очевидного: Быков снял брутальное, сугубо мужское кино. Ведь кроме группы рабочих, с дробовиками и обрезами захвативших в плен Калугина, в фильме вскоре появляется бригада вооруженных охранников олигарха, по сути, бандитов, приехавших спасать босса. А кто-то неизвестный (его имя выяснится ближе к финалу) вызвал к заводской проходной еще и спецназ, тоже экипированный по полной боевой выкладке. Такое столпотворение вооруженных людей на одном пятачке не могло, увы, не закончиться кровавой развязкой...

Левак по убеждениям, как он однажды признался мне в интервью для «Труда», Быков, разумеется, не испытывает симпатии к жирующему олигарху, его покровителям и наглым подручным. Но и, вопреки вероятным опасениям чиновников минкульта, совсем не поэтизирует восставших рабочих. Вслед за Пушкиным, которого режиссер часто поминает в своих публичных выступлениях, он не находит оправдания русскому бунту, бессмысленному и беспощадному. В пролившейся крови режиссер усматривает как вину кровососа-олигарха, не думающего о народных бедах, так и вину обиженного на весь мир вожака бунтарей, который подбил мирных людей на противозаконные действия и в итоге спровоцировал бойню в заводских цехах.

При этом, независимо от своих политических симпатий и антипатий, всех участников развернувшейся в фильме драмы режиссер старается показывать правдиво и объемно. На то он и художник, а не политикан. Но героев в кадре много, экранного времени мало, подробно прорисовать всех персонажей не получается. Поэтому Быков пишет свое «батальное полотно» жирными, а зачастую попросту грубыми, торопливыми мазками. Тех, кто любит в кино полутона и оттенки, психологические нюансы, «Завод», боюсь, разочарует своей прямолинейной драматургией, лапидарной обрисовкой характеров.

Больше всего в фильме повезло Калугину, которого Андрей Смоляков играет сильным, умным, волевым, но и откровенно циничным человеком, которому плевать на нужды рабочих. Хуже прописан Седой (его играет харизматичный Денис Шведов), который из народного заступника, заводского Робин Гуда по ходу фильма внезапно превращается в провокатора, преследующего свои, не очень понятные ему самому (и нам) цели. И уж совсем туманными показались мне взаимоотношения Калугина и главаря охранников по кличке Туман (Владислав Абашин), хотя по признанию Юрия Быкова на пресс-конференции, именно эта линия была ему особенно интересна.

Несмотря на то, что режиссер долго готовился и упорно шел к своему фильму, в окончательном виде «Завод» смахивает на черновую сборку. В фильме много сюжетных неловкостей и неясностей, в частности, у многих журналистов вызвал вопросы мутный, скомканный финал. По жанру «Завод» зависает между социальной драмой и боевиком. Для драмы фильм недостаточно глубоко проработан, для боевика в нем слишком много длинных, отдающих литературностью разговоров. Вдобавок из-за заводского скрежета и грохота часть диалогов мне элементарно не удалось расслышать...

Но эти и другие недостатки «Завода» в значительной мере искупаются искренностью режиссера, отчаянной, диковатой энергетикой фильма, адреналиновым драйвом, который временами буквально хлещет с экрана. Самый несовершенный, как мне представляется, фильм социальной быковской трилогии обещает оказаться и самым кассовым его фильмом. «Завод» выходит на российские экраны тиражом 400 копий и уже приобретен 30-ю странами мира. Не так плохо для картины, которую хотели зарубить на корню.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9369
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7067
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?