Осознание своей "инакости" сопровождается настороженным отношением к другим нациям и сообществам. Целых 45 процентов (почти половина) видят в Европейском союзе угрозу, а четверть могут ее сформулировать: им кажется, что Россия по вине ЕС может утратить "финансовую и промышленную независимость". Даже если страх вызван русофобией, расползшейся по периферии (Прибалтика, Грузия, "западенская" Украина и ряд стран "золотого миллиарда"), все равно это не дело, если в ответ мы "достаем из широких штанин" доморощенную "европафобию".
40 процентов опрошенных уверены: "западная демократия" для нас неприемлема или даже разрушительна. И, наконец, три четверти (75%) считают свою страну особенной и наказывают себе и потомкам "идти по собственному пути развития".
Граждане, вы чьи будете? Похоже, ответ найден. Но это не сделает нас счастливыми. Сказать, что мы не такие, как все, - ничего не сказать. А если рисовать собственный образ с помощью частичек "не" и радоваться, что мы не евразийцы и не азиопы, противопоставляя себя остальным, то с таким багажом далеко не уедешь.
Поневоле позавидуешь времени, когда все почти в унисон произносили: "Читайте, завидуйте, я гражданин..." и со сдержанной гордостью, без подобострастия, но и без высокомерия, относились к соседям по планете.