Внуковская трагедия на взлетной полосе обрастает скандальными подробностями. Сотрудники Внуковского центра ОВД требуют заменить локатор, который выдает неверную информацию. Как нам сообщили диспетчеры, по этой причине пилоты при посадке вынуждены были уводить борта на второй круг.
Авиадиспетчеров категорически не устраивает локатор обзора летного поля, который выдает неверную информацию о находящихся на взлетно-посадочных полосах объектах. О чем сотрудники Внуковского центра ОВД и сообщили в своем обращении к министру транспорта Максиму Соколову, руководителям Рос-авиации Александру Нерадько и ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» Игорю Моисеенко. Отвечающие за безопасность посадки и взлета люди не желают быть крайними, а потому предлагают надзорным ведомствам разработать документальную базу, позволяющую нормально нести службу, пока не будут устранены все неполадки с оборудованием.
Во Внуково нам сообщили, что до катастрофы с «Фальконом» по разным причинам, в том числе и связанным с неверными данными локатора, на второй круг были отправлены два десятка воздушных судов. На наш вопрос, почему по этому поводу никто не бьет тревогу, прозвучал обескураживающий ответ: надзорные ведомства уход на второй круг не считают нештатной ситуацией...
Президент Федерального проф-союза авиадиспетчеров России (ФПАД) Сергей КОВАЛЕВ пояснил «Труду», что внуковский локатор дает массу ложных меток, особенно во время тумана, дож-дя или снега. То есть непогода чревата новыми уходами бортов на второй круг или даже на запасные аэродромы. А ведь это ставит под угрозу безопасность полетов — не каждому воздушному судну хватит для этого запаса топлива. Непросто принимать правильное решение, если на экране мелькают ложные метки. Иной раз внуковскому руководителю полетов приходится самому визуально исследовать полосу. Надо спуститься с диспетчерской вышки, объехать несколько проходных со спецконтролем по Киевскому шоссе — в общем, потратить до часа. В то время как на второй круг будут отправлены, возможно, десятки бортов. Поэтому, считает Ковалев, вопрос поставлен правильно: лучше исключить из эксплуатации оборудование, которое не в полной мере выполняет свои функции. Чтобы на диспетчере не висел дополнительный груз ответственности за ложную информацию.
Как считает Ковалев, если ничего не менять, то можем увидеть очередь диспетчеров на скамью подсудимых.
Поэтому позиция понятна: никому не хочется оказаться очередным стрелочником.
Чего конкретно хотят внуковские диспетчеры? Для начала — такого же технического оснащения, как в Шереметьево. Там тот же локатор оборудован полностью, включая активный ответ от объектов. Поэтому дает исчерпывающую информацию — и не просто метками, а и цифровыми данными о происходящем в районе ВПП. Это так называемая вторичная локация.
Кстати, импортные внуковские локаторы поставлены всего несколько лет назад, но, видимо, желание сэкономить оставило их без дополнительных средств контроля. Так что требование диспетчеров представляется вполне логичным. Теперь надо ждать ответа Минтранса на справедливо поставленные вопросы. Или чиновники тоже уйдут на второй круг — теперь уже круг бюрократической волокиты?
Добавим, что в субботу готовится митинг в поддержку арестованных авиадиспетчеров Внуковского центра ОВД. Главным требованием участников акции будет освобождение людей. Как считает Ковалев, они полностью выполнили требования в объеме своих должностных обязанностей. Расследование МАК установило, что «Фалькон» начал движение по полосе, когда на ней еще не было снегоуборочной машины. По результатам прослушивания радиообмена с французскими пилотами расследователи определили, что автомашина появилась на полосе через 14 секунд после начала разбега «Фалькона». Причем экипаж заметил препятствие и, не сообщив об этом диспетчерам, принял решение не прекращать разбег и попытаться перелететь автотехнику. К сожалению, не хватило каких-то десятков сантиметров...
Кстати, в консультативно-аналитическом агентстве «Безопасность полетов» нам сообщили, что в аэропортах Италии в прошлом году было отмечено полторы сотни случаев несанкционированного занятия ВПП. В целях уменьшения риска происшествий авиационные власти издали четкие рекомендации по безопасности полетов: все транспортные средства в обязательном порядке оснастить радиоприемниками, работающими на частоте ОВЧ, чтобы водитель мог слышать переговоры между диспетчерами и экипажами при взлете и посадке. Все лица, выполняющие любую работу на ВПП, должны получить квалификацию, подтверждающую их способность выполнять работу в высокорискованных условиях. Все контролирующие органы проводят анализ схемы аэропортов на предмет выявления потенциально опасных участков, дабы свести к минимуму вероятность несанкционированного занятия ВПП.
Надо ли говорить, что все это было сделано, не дожидаясь трагедии.