Директор "Знака" Валерий Пономарев рассказал корреспонденту "Труда" о планах и перспективах деятельности компании.
- Валерий Андреевич, как именно создавалась ваша компания?
- Все произошло спонтанно, можно сказать, случайно, когда в 1991 году я находился на учебе в Германии в составе группы слушателей Академии внешней торговли. Именно тогда у меня появилась мысль поработать на крупной немецкой фирме. Однако на практику я попал в небольшую компанию, которая производила оборудование для регистрационных знаков и сами знаки. К концу практики немецкие коллеги предложили мне создать в России совместное предприятие.
Многие знакомые в России тогда скептически отнеслись к идее выпускать номерные знаки. Позже стало ясно, что судьба подбросила мне выигрышный билет - штампуя "железки", я создал мощную, динамично развивающуюся компанию.
- А как вы получили разрешение на изготовление номерных знаков? Это же государственный документ, в таких случаях необходимо договариваться с властями.
- Если говорить по порядку, то документы на совместное предприятие мы оформили уже в Москве, когда я вернулся из Германии, где прожил почти год. В начале осени прилетел мой немецкий партнер, а 21 ноября 1991 года мы официально создали фирму "Знак". Затем начался долгий и сложный процесс переговоров с ГАИ России. Во время первой встречи представители этого ведомства, выслушав мое предложение почти три часа доказывали, что изготовление знаков в России частным предприятием - гиблое дело. "Сейчас их делают заключенные почти бесплатно. А сколько будет стоить ваша продукция, на каком оборудовании, из каких материалов вы собираетесь выпускать свои номерные знаки?" - спросили меня тогда. Стало ясно, что с этими людьми мы не найдем общий язык, и я пошел к начальнику ГАИ России. Высокий начальник выслушал мое предложение, посмотрел образец нашего знака и дал команду: выпускай, только на общих основаниях. Немцы тогда засомневались, поскольку никаких гарантий у нас не было - одни риски. Но потом решились: мы привезли в Москву оборудование и запустили производство.
- Сложно было поднимать фирму с таким специфическим направлением в начале 90-х?
- Разумеется, разрабатывать новое, никем не опробованное направление в бизнесе в эпоху политических и экономических катаклизмов нелегко. Сначала я воспринимал нашу предпринимательскую деятельность не как работу, а, скорее, как хобби - я ведь тогда еще учился. В начале 90-х мы с партнерами и представить себе не могли, что наша небольшая мастерская с прессом разрастется до таких масштабов.
В первое время конкуренцию нам составляли только три колонии - Псковская, Рязанская и Ростовская. Их продукцию с нашей, конечно, и сравнивать по качеству было нельзя, но зона брала ценами. Тогда "Знак" предложил отечественным автолюбителям лакокрасочные номера из алюминия, а также более дорогие знаки с пленкой. Владельцы машин могли приобрести себе и стальные знаки, произведенные в колониях, но желающих стать обладателями таких номеров с каждым днем становилось все меньше.
Позже производство знаков в местах заключения вообще прекратилось, и наша компания осталась на рынке одна. В отсутствие конкурентов "Знак" просто завалили заказами. Даже пришлось переходить на отечественный металл, поскольку завозить сырье из Европы мы уже не успевали. Из-за перехода на комплектующие отечественного производства, которые оказались более низкого качества, нам пришлось подладить немецкое оборудование под наши возможности. Авторами этой новаторской доработки для автоматической линии стали мои коллеги по бизнесу. При помощи бельевой веревки и нескольких дощечек европейская автоматизированная линия смогла резать ровные качественные знаки, несмотря на плохой металл.
- Сейчас у вас уже серьезное производство, которое вышло за границы Москвы. А как идут дела в регионах?
- Сначала мы поставляли готовые знаки из Москвы в регионы, заказы на нашу продукцию приходили со всей России. Понятно, что это требовало дополнительных затрат на перевозку. Кроме того, были проблемы с графиком поставок - необходимо было отправлять знаки вовремя, чтобы заказчики не простаивали. Как только мы поняли, что не справляемся с объемами заказов, стали приглашать в свой бизнес региональных партнеров. Независимые компании подписывали с нами контракты о совместной деятельности, мы же поставляли им необходимое оборудование.
Позже наши партнеры по бизнесу предложили поставить оборудование для выпуска рекламной продукции. Это приносило хоть и небольшую, но прибыль. К 1996 году, опять же по предложению наших партнеров, мы начали работать с шелкографией, а в 1999-м начали выпускать полиграфическую продукцию. В следующем году, освоив большие тиражи, мы перешли на новую ступень развития компании - стали делать защищенную печать. Все новые направления деятельности "Знака" появлялись постепенно, просто одно влекло за собой другое. Есть очень много новых перспективных направлений, которые наша компания начинает осваивать. Например, пункты инструментального контроля, которых сегодня в Москве нехватает. Люди стоят в длинных очередях, чтобы протестировать своего "железного коня". У нас есть лицензия на этот вид деятельности, и мы уже открыли три комфортабельных пункта контроля, оснащенных современным диагностическим оборудованием. В будущем году планируем довести их количество до десяти. Это будет не только бизнес для нас, но и польза для московских автовладельцев. Бизнесмен должен не только зарабатывать деньги, но и помогать региону, в котором ведет свою деятельность.
- Валерий Андреевич, вы сейчас, можно сказать, подвели итоги. Расскажите, пожалуйста, каковы планы на будущее у вашей компании?
- Есть еще одно направление деятельности, которое нас интересует, - кино. Два года назад мы создали свою кинокомпанию и 15 января 2006 года уже представили на суд зрителей первый телефильм "Виртуальный роман". Если судить по рейтингам, первый блин не оказался комом. Сейчас заканчиваются съемки приключенческого фильма "Скалолазка", который выйдет в прокат в марте 2007 года. Думаю, что в ближайшее время появятся и другие интересные предложения по развитию деятельности нашей компании. Пока получается, будем созидать.