Вчера конференц-зал московской гостиницы "Рэдиссон-Славянская" был забит. Кому не досталось стульев, сидели на лестнице. И хотя со сцены звучали не стихи и песни, а скучные для непосвященных речи про трубы и другие железяки, публика внимала: представители трехсот промышленных компаний собрались, чтобы получить ответ на интересующий их вопрос: "Как стать партнером Газпрома"?
"Наивные люди,- сказал корреспонденту "Труда" человек, хорошо знающий ситуацию на рынке. - Думают, они нужны Газпрому со своим барахлом, когда зарубежные фирмы предлагают более качественный товар, хотя и дорогой". В сущности (хоть и вполне интеллигентно), глава снабженческой газпромовской компании "Газкомплектимпэкс" Валерий Голубев подтвердил это. Он заметил, что наши металлурги и машиностроители недостаточно выпускают конкурентоспособной продукции. И хотя после критики "сверху" Газпром намерен большую часть оборудования и технологий покупать у отечественных производителей, никаких поблажек им ждать не следует. Выбор партнеров будет идти только на конкурсной основе, с учетом всего: ответственности компаний, их способности к паритетному сотрудничеству, соотношения цены и качества продукции....
В принципе на внутреннем рынке газпромовских заказов многие пока могут найти свою нишу. Холдинг тратит на закупку товаров свыше 120 миллиардов рублей в год. Но и здесь намечаются большие перемены. И если отечественные производители вовремя не сориентируются, не заявят о себе как о надежных партнерах, через 3-4 года они уже вряд ли смогут стать востребованными.
Сопредседатель Союза производителей нефтегазового оборудования Феликс Любашевский напугал собравшихся грядущими переменами на рынке сервисных услуг и оборудования. В ближайшие годы произойдет консолидация поставщиков: вместо сотен разрозненных компаний появится 15 - 20 крупных игроков, конкурирующих между собой.
Газовый холдинг будет у них не единственным заказчиком. Вместе с нефтяными компаниями на рынке появится 5 - 8 крупных и около 100 мелких и средних покупателей, и все они будут выстраивать отношения с продавцами на долгосрочной основе, с учетом своих инвестиционных программ.