Главная Культура 00:01 07 Июня 2024 4857
«В наше одинокое время дневник становится спасением»

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева» исследует неисчерпаемую тему взаимоотношений модели и мастера. О литературной жизни, о недавнем юбилейном «Тотальном диктанте» и сегодняшнем облике давней дневниковой традиции писательница рассказала «Труду».

— Анна, на презентации «Картинных девушек» я слышала, что отправной точкой этих эссе послужил ваш роман «Завидное чувство Веры Стениной», чья главная героиня необычайно тонко чувствует искусство. Но это ведь, наверное, и ваш собственный талант? Когда вы его обнаружили и как, во что такой дар мог бы вылиться?

— Да, импульсом стала моя любовь к изобразительному искусству, которая со мной с детства. Я выросла в Свердловске, где не было художественных музеев столичного уровня, зато в нашей семье имелись альбомы, как тогда говорили, «по искусству» — и я их с младых ногтей усердно изучала. Во всех моих книгах так или иначе присутствуют картины, художники, музеи, весь этот прекрасный мир.

В «Завидном чувстве Веры Стениной» я позволила себе подойти к нему вплотную. Но у меня, конечно же, нет и не могло быть такого тонкого дара, как у Веры, — воспринимать искусство «в формате 5D». Могу только мечтать о том, чтобы поговорить с персонажами картины, ощутить лесной аромат пейзажа и так далее: Эта мечта и привела меня в итоге к «Картинным девушкам». Увы, для того чтобы рассказать о полотнах, пришлось использовать традиционные источники информации — специальную литературу, интервью и так далее. Вера Стенина легко обошлась бы без этого.

— Возможно, вам присущ другой талант — идеального зрителя, который далеко не всегда «конвертируется», например, в профессию критика или исследователя. Вы говорили, что волновались, издавая первую книгу: как же, об искусстве пишет неискусствовед...

— Насчет искусствоведов и неискусствоведов могу привести свою любимую цитату: «Ковчег построил любитель, а профессионалы — «Титаник». Конечно, мы с моим издателем Еленой Шубиной рисковали, выпуская первую книгу, но читатели приняли «Девушек» так тепло, что пришлось писать продолжение. Есть немало поклонников этой дилогии, которых совершенно не интересует моя проза — они хотят читать только про натурщиц и художников. А еще появилось множество ее подражателей — то там, то сям издаются книги о «девушках с картин», да и в Сети довольно часто всплывают статьи, явно, так скажем, инспирированные моими текстами.

— Вы говорили, что в первой книге вашей фавориткой была муза Ренуара, Мизиа Серт, а во второй любимчиком стал Иван Крамской, которого «убивала портретная каторга», тогда как он мечтал написать большое историческое полотно. Хорошо ли, что мечта непревзойденного портретиста не сбылась?

— Крамской писал портреты потому, что это был практически единственный источник дохода для его семьи. А любить что-то при условии, что ты занимаешься этим дни напролет без перерывов и выходных, довольно сложно.

— Любимая тема историков искусства — кем в реальности была «Неизвестная» Крамского. Вы докопались до ответа? Еще, конечно, очень любопытен сюжет с девушкой Айвазовского.

— Считать, что я выяснила, кем была «Неизвестная», было бы чересчур смело, но есть предположение — об этом в книге. Но там и несколько других версий подробно разбираются. Что до Айвазовского — он крайне редко писал людей, но для своей последней жены Анны Бурназян сделал исключение. Другие женщины если и появлялись в живописи великого мариниста, то не всерьез, мимоходом.

— В этом году вы стали автором «Тотального диктанта». Насколько нужная это, на ваш взгляд, затея? Особенно памятуя, что абсолютно грамотных людей не бывает.

— Честно скажу, за этот год так привыкла к мысли — я автор «Тотального диктанта»! — что сейчас с трудом представляю себе, как буду от этого отвыкать. А год для проекта был юбилейный, ему исполнилось 20 лет. Это невероятно приятное и почетное дело. В нынешнем диктанте участвовали почти 1,3 млн человек. Нет нужды кому-то что-то доказывать — итоги говорят сами за себя. Да, абсолютной грамотности не существует, но это не значит, что к ней не надо стремиться. К тому же диктант пишут, не только чтобы получить оценку и убедиться, что ты знаешь русский язык лучше своего друга или коллеги. В основу этого проекта заложено мощное объединяющее начало — объяснить это словами невозможно, такое надо чувствовать.

Что касается результатов, то смотря какие имеются в виду. Количество пятерок в этом году стандартное. Отзывы и мне, и коллегам приходят самые разные — кому-то текст показался легким, кому-то чрезвычайно сложным. Меня совершенно точно порадовало то, что многие люди после акции решили прочитать семейные дневники или начать вести свой собственный. А еще коллеги рассказали, что получают много заявок на то, чтобы меня оставили автором «на второй год». Говорят, что с другими авторами такого не было, — и это, конечно, очень приятно!

— В том, что это ваше эссе было посвящено дневниковому жанру, чувствовалась связь с вашим предыдущим романом «Каждые сто лет». Чем вам интересен этот род литературного творчества, в какой мере он жив сегодня, можно ли считать блоги продолжением традиции?

— Безусловно, можно: те блоги, которые сегодня ведет даже ленивый, наследуют традиционным дневникам по прямой. Жанр ни в коей мере не анахроничен — напротив, он сейчас в самом топе, и влияние его будет лишь нарастать. Дневник в наше одинокое время для многих становится единственным собеседником и подлинным спасением.

— Расскажите о вашем вхождении в литературу. Что для вас самое трудное — процесс писания или, наоборот, выход из «кокона», когда надо встречаться с читателями?

— У меня все произошло, с одной стороны, легко и быстро, с другой — мучительно и сложно. Зависит от точки зрения, но то и другое — правда. Хотелось писать книги, интересные мне самой и, может быть, кому-то еще, — в целом это получилось. Первая серьезная публикация была в журнале «Урал».

— Многие считают его элитарным.

— На мой взгляд, это преувеличение, но у людей, которые там работают, хороший вкус. Вообще советую начинающим авторам отправлять свои тексты именно в литературные журналы, а не в издательства (это может подождать). Потом вышли мои книги в Екатеринбурге, Москве. Я всегда помногу работала, и то, что есть у меня сейчас, результат не только способностей, но и усердного труда. Опять-таки это одновременно и преимущество, и главный недостаток профессии — пресловутая свобода, когда ты никому ничего не должен, но зато и не имеешь права ожидать каких-то наград за свой труд... Необходимость встречаться с читателями — обязательная часть теперешней писательской рутины, к которой я отношусь нормально. А иногда бывает и интересно: люблю путешествия, незнакомые города, саму дорогу.

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 5832
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5487
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Режиссер хотел избежать сентиментальности, слащавости, и это ему удалось

Анна Чепурнова
Труд
В премьерном спектакле Сирано постоянно ведет бой. Фото с сайта театра «Сатирикон»

В «Сатириконе» Константин Райкин выпустил «Сирано де Бержерака» Ростана. Еще осенью он рассказывал «Труду» про то, что думал об этой постановке давно и что это единственный случай, когда на сцене его театра...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого наркома народного просвещения Анатолия Луначарского

: Дина Егорова
Труд
1927 год, Женева. Луначарский на снимке - в центре. Фото: Scherl, globallookpress.com

В Государственном литературном музее открылась выставка к 150-летию первого народного комиссара просвещения Советской России, переводчика, критика и искусствоведа Анатолия Луначарского — одной из самых загадочных...