Главная Культура 00:01 07 Июня 2024 4513
«В наше одинокое время дневник становится спасением»

Прозаик Анна Матвеева - о музах Веласкеса и Зверева, «Тотальном диктанте» и таланте чувствовать искусство

Дарья Ефремова
1,3 млн участников «Тотального диктанта-2024» писали текст, сочиненный Анной Матвеевой. Фото Глеба Клементьева из личного альбома писательницы

Среди участников идущего сейчас фестиваля «Красная площадь» — прозаик, финалистка «Большой книги» Анна Матвеева, чей сборник «Картинные девушки. Музы и художники: от Веласкеса до Анатолия Зверева» исследует неисчерпаемую тему взаимоотношений модели и мастера. О литературной жизни, о недавнем юбилейном «Тотальном диктанте» и сегодняшнем облике давней дневниковой традиции писательница рассказала «Труду».

— Анна, на презентации «Картинных девушек» я слышала, что отправной точкой этих эссе послужил ваш роман «Завидное чувство Веры Стениной», чья главная героиня необычайно тонко чувствует искусство. Но это ведь, наверное, и ваш собственный талант? Когда вы его обнаружили и как, во что такой дар мог бы вылиться?

— Да, импульсом стала моя любовь к изобразительному искусству, которая со мной с детства. Я выросла в Свердловске, где не было художественных музеев столичного уровня, зато в нашей семье имелись альбомы, как тогда говорили, «по искусству» — и я их с младых ногтей усердно изучала. Во всех моих книгах так или иначе присутствуют картины, художники, музеи, весь этот прекрасный мир.

В «Завидном чувстве Веры Стениной» я позволила себе подойти к нему вплотную. Но у меня, конечно же, нет и не могло быть такого тонкого дара, как у Веры, — воспринимать искусство «в формате 5D». Могу только мечтать о том, чтобы поговорить с персонажами картины, ощутить лесной аромат пейзажа и так далее: Эта мечта и привела меня в итоге к «Картинным девушкам». Увы, для того чтобы рассказать о полотнах, пришлось использовать традиционные источники информации — специальную литературу, интервью и так далее. Вера Стенина легко обошлась бы без этого.

— Возможно, вам присущ другой талант — идеального зрителя, который далеко не всегда «конвертируется», например, в профессию критика или исследователя. Вы говорили, что волновались, издавая первую книгу: как же, об искусстве пишет неискусствовед...

— Насчет искусствоведов и неискусствоведов могу привести свою любимую цитату: «Ковчег построил любитель, а профессионалы — «Титаник». Конечно, мы с моим издателем Еленой Шубиной рисковали, выпуская первую книгу, но читатели приняли «Девушек» так тепло, что пришлось писать продолжение. Есть немало поклонников этой дилогии, которых совершенно не интересует моя проза — они хотят читать только про натурщиц и художников. А еще появилось множество ее подражателей — то там, то сям издаются книги о «девушках с картин», да и в Сети довольно часто всплывают статьи, явно, так скажем, инспирированные моими текстами.

— Вы говорили, что в первой книге вашей фавориткой была муза Ренуара, Мизиа Серт, а во второй любимчиком стал Иван Крамской, которого «убивала портретная каторга», тогда как он мечтал написать большое историческое полотно. Хорошо ли, что мечта непревзойденного портретиста не сбылась?

— Крамской писал портреты потому, что это был практически единственный источник дохода для его семьи. А любить что-то при условии, что ты занимаешься этим дни напролет без перерывов и выходных, довольно сложно.

— Любимая тема историков искусства — кем в реальности была «Неизвестная» Крамского. Вы докопались до ответа? Еще, конечно, очень любопытен сюжет с девушкой Айвазовского.

— Считать, что я выяснила, кем была «Неизвестная», было бы чересчур смело, но есть предположение — об этом в книге. Но там и несколько других версий подробно разбираются. Что до Айвазовского — он крайне редко писал людей, но для своей последней жены Анны Бурназян сделал исключение. Другие женщины если и появлялись в живописи великого мариниста, то не всерьез, мимоходом.

— В этом году вы стали автором «Тотального диктанта». Насколько нужная это, на ваш взгляд, затея? Особенно памятуя, что абсолютно грамотных людей не бывает.

— Честно скажу, за этот год так привыкла к мысли — я автор «Тотального диктанта»! — что сейчас с трудом представляю себе, как буду от этого отвыкать. А год для проекта был юбилейный, ему исполнилось 20 лет. Это невероятно приятное и почетное дело. В нынешнем диктанте участвовали почти 1,3 млн человек. Нет нужды кому-то что-то доказывать — итоги говорят сами за себя. Да, абсолютной грамотности не существует, но это не значит, что к ней не надо стремиться. К тому же диктант пишут, не только чтобы получить оценку и убедиться, что ты знаешь русский язык лучше своего друга или коллеги. В основу этого проекта заложено мощное объединяющее начало — объяснить это словами невозможно, такое надо чувствовать.

Что касается результатов, то смотря какие имеются в виду. Количество пятерок в этом году стандартное. Отзывы и мне, и коллегам приходят самые разные — кому-то текст показался легким, кому-то чрезвычайно сложным. Меня совершенно точно порадовало то, что многие люди после акции решили прочитать семейные дневники или начать вести свой собственный. А еще коллеги рассказали, что получают много заявок на то, чтобы меня оставили автором «на второй год». Говорят, что с другими авторами такого не было, — и это, конечно, очень приятно!

— В том, что это ваше эссе было посвящено дневниковому жанру, чувствовалась связь с вашим предыдущим романом «Каждые сто лет». Чем вам интересен этот род литературного творчества, в какой мере он жив сегодня, можно ли считать блоги продолжением традиции?

— Безусловно, можно: те блоги, которые сегодня ведет даже ленивый, наследуют традиционным дневникам по прямой. Жанр ни в коей мере не анахроничен — напротив, он сейчас в самом топе, и влияние его будет лишь нарастать. Дневник в наше одинокое время для многих становится единственным собеседником и подлинным спасением.

— Расскажите о вашем вхождении в литературу. Что для вас самое трудное — процесс писания или, наоборот, выход из «кокона», когда надо встречаться с читателями?

— У меня все произошло, с одной стороны, легко и быстро, с другой — мучительно и сложно. Зависит от точки зрения, но то и другое — правда. Хотелось писать книги, интересные мне самой и, может быть, кому-то еще, — в целом это получилось. Первая серьезная публикация была в журнале «Урал».

— Многие считают его элитарным.

— На мой взгляд, это преувеличение, но у людей, которые там работают, хороший вкус. Вообще советую начинающим авторам отправлять свои тексты именно в литературные журналы, а не в издательства (это может подождать). Потом вышли мои книги в Екатеринбурге, Москве. Я всегда помногу работала, и то, что есть у меня сейчас, результат не только способностей, но и усердного труда. Опять-таки это одновременно и преимущество, и главный недостаток профессии — пресловутая свобода, когда ты никому ничего не должен, но зато и не имеешь права ожидать каких-то наград за свой труд... Необходимость встречаться с читателями — обязательная часть теперешней писательской рутины, к которой я отношусь нормально. А иногда бывает и интересно: люблю путешествия, незнакомые города, саму дорогу.

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...

При поддержке «Роснефти» Индия принимает премьеру ледового шоу Татьяны Навки «История любви Шахерезады» 

Фото предоставлены организаторами мероприятия

Представление в течение трех дней пройдет на спортивном стадионе EKA ARENA Ахмадабада.  Специально для шоу на стадионе установлена ледовая площадка, для создания которой было использовано более 100 тонн настоящего льда. Сюжет ледового...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7549
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Культура 20:01 / 16 Ноября 2024 7356
Изнанка гламура

Режиссер фильма «Руки Вверх!» Аскар Узабаев снимет сериал о закулисье Патриарших прудов

Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В то время как фильм «Руки Вверх!» об одноименном коллективе продолжает оставаться среди лидеров проката, его режиссер Аскар Узабаев уже вынашивает замысел сериала «Бедные Патрики». Все знают, что Патриаршие...

Он не был русским по крови, зато стал одним из самых русских композиторов века

Сергей Бирюков, редактор отдела культуры «Труда»
Труд
Фото: Вадим Некрасов/Russian Look, globallookpress.com

Баталии в профессиональном композиторском цехе редко выходят на широкую публику. Сталинские времена, когда не только Шостаковича — всю страну держали во вздрюченном состоянии, давно миновали. Но чтобы призрак...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?