О чудесном воскрешении статуи, украшающей Большой каскад фонтанов в Петергофе, рассказал «Труду» ведущий популярной телепередачи «Умницы и умники» Юрий Павлович Симонов-Вяземский.
Он всегда в центре внимания: среди взметнувшихся ввысь водных струй сияет золотом силуэт библейского героя, разрывавшего пасть грозного льва, из которой бьет 20-метровая струя — самая высокая в Петергофе. Могучий атлет напрягает все силы и волю, побеждая в схватке свирепого зверя. А фонтаны, кажется, придают герою новые силы...
Более 200 лет назад установленный перед Большим Петергофским дворцом Самсон все так же пленяет своей красотой и силой. Он возвышается у подножия Большого каскада в середине огромного полукруглого ковша. Статуя дала название Самсоновскому каналу, соединяющему ковш с морским заливом, где швартуются прибывающие из Петербурга суда на подводных крыльях...
По первоначальному замыслу, центральной скульптурой Большого каскада должен был стать Геракл, побеждающий Лернейскую гидру. Но приближалось 25-летие Полтавской победы. Императрица Анна Иоанновна решила вместо Геракла установить Самсона. И в 1735 году он появился у подножия Большого каскада. Но какое отношение имел ветхозаветный Самсон к разгрому шведов? Оказывается, битва под Полтавой произошла в день святого Сампсония Странноприимца. В память об этом на поле Полтавской битвы даже возвели Сампсониевскую церковь. Ну, а лев, как известно, считается символом шведского королевства и до сих пор красуется на гербе этого государства. Интересно, что на гравюрах и триумфальных арках того времени Петра I изображали в облике Самсона, побеждающего «свейского» (шведского) льва.
Первоначально скульптура была изготовлена из свинца по проекту скульптора Растрелли. К началу XIX века хрупкое творение пришло в негодность. И тогда решено было заменить его бронзовой скульптурной группой. Ее спроектировал мастер классицизма Михаил Козловский, создавший также петербургский памятник Суворову. Ну а автором постамента стал Андрей Воронихин, спроектировавший Казанский собор.
Бронзовый Самсон украшал Большой каскад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Эвакуация ценностей Петергофа началась сразу же после нападения гитлеровцев на Советский Союз. Она велась круглосуточно. Последняя отметка в служебных бумагах, касавшихся эвакуации, была сделана 22 сентября 1941 года в 20.00 — в день, когда фашисты вошли в Петергоф. То, что не удалось вывезти (например, украшавшие парк мраморные скульптуры), зарывали в землю. Самсона же, высотой 3,29 метра и весом в 5 тонн, спрятать не успели...
Гитлеровцы изуродовали Петергоф. Вырубили почти все деревья. Парки и сады были изуродованы шрамами траншей, блиндажей и минных заграждений. Вместо цветников и клумб — огромные воронки. И повсюду колючая проволока. В руины превратился Большой дворец и «Золотая гора» фонтанов. Пострадали Монплезир и Эрмитаж. Был взорван дворец Марли.
... Восстановительные работы начались сразу же после того, как 19 января 1944 года наши войска освободили Петергоф. Однако среди руин не оказалось Самсона. Захватчики вывезли шедевр в неизвестном направлении. И Самсон исчез, разделив участь Янтарной комнаты. Не оказалось и статуй Волхова, Невы, тритонов. Похитили также и прикрепленные к статуям каскада барельефы.
Но Самсон воскрес. О его второй жизни нам рассказал писатель, ведущий популярной телепередачи «Умницы и умники» Ю. П. Симонов-Вяземский. «Начну с печального, — начал рассказ Юрий Павлович. — В ноябре 1937-го по ложному доносу, подобно многим тысячам наших безвинно погибших соотечественников, был арестован и расстрелян майор Красной армии Станислав Станкевич. Жену и двоих детей «врага народа» обрекли на ссылку в Каргополь. И тогда скульптор В.Л. Симонов, живший в соседней квартире, взял на воспитание сына Станислава Станкевича Павла. Еще до ареста родителей Павлик любил ходить в гости к Василию Львовичу, у которого своих детей не было. Они подружились. И когда в дом пришла беда, скульптор предложил оставить мальчика у себя. Но сами понимаете, какое было время. Ребенку пришлось сменить фамилию и отчество. Так он стал Павлом Васильевичем Симоновым. Это был мой отец, ставший впоследствии крупным ученым, психофизиологом и биофизиком. Академик Павел Симонов был удостоен Государственной премии».
Юрий Павлович поведал о нескольких любопытных фактах из детства своего отца. Так, у Василия Львовича в доме хранился винный фужер, который предназначался исключительно для Павлика. Неужели 11-летнему мальчику давали вино? Да, но наливали совсем чуть-чуть, разбавляя водой. По мере взросления Павла доля вина увеличивалась, а воды, соответственно, уменьшалась.
«Когда из ссылки вернулась бабушка с своей дочерью Галей, сестрой моего отца, оказалось, что жить ей негде: квартиру конфисковали, — продолжил свой рассказ Юрий Симонов. — И тогда скульптор предложил ей поселиться с детьми у него. А сам с женой переехал в мастерскую. В эту квартиру спустя годы мой отец привел свою молодую жену, О.С. Вяземскую. Сюда привезли из роддома и меня, а спустя четыре года — мою младшую сестру, ныне известную актрису Евгению Симонову. Но давайте вернемся к разговору о Самсоне...»
И вот что мы узнали из рассказа Юрия Павловича. Ни один ленинградец после снятия блокады не мог смириться с утратой Самсона. И когда было решено восстановить скульптурную группу, эту архисложную задачу поставили перед скульптором Симоновым и его помощником Н.В. Михайловым. Никаких чертежей, эскизов не сохранилось. Пришлось восстанавливать статую, используя имевшиеся фотографии Самсона и других работ Козловского.
Работа по воссозданию Волхова, Невы и тритонов была поручена другим ленинградским скульпторам. А всего мастера-чудотворцы из города на Неве создали заново четыре монументальные статуи, 29 барельефов и более сотни декоративных деталей. Наверное, многие помнят кадры послевоенной хроники, когда воссозданного Самсона провозят по Невскому проспекту в сторону Петродворца. Всего через два года после окончания войны,14 сентября 1947 года, библейский богатырь вернулся на свое место. Как и два века назад, его появление символизировало нашу победу, возрождение героического Ленинграда, пережившего страшную блокаду.