В Заксобрании Ленинградской области родилась интересная инициатива: местный депутат Владимир Петров обратился в Министерство юстиции с предложением запретить женщинам после расторжения брака сохранять фамилию бывшего супруга при отсутствии на то его письменного согласия. Как говорится, развод — и девичья фамилия. При этом автор инициативы, как водится, ссылается на «многочисленные обращения граждан».
Для начала цифры. Если в 2010-2015 годах половина заключенных браков в нашей стране завершались разводом, то в последующие годы показатель расставаний вырос до 60%. Тенденция очевидна. И далеко не всякое расторжение брака происходит тихо-мирно, по обоюдному согласию. Скандалы, раздел имущества, публичное полоскание белья во всевозможных ток-шоу в телевизоре... Если смотреть на проблему под таким углом, то логика в предложении Владимира Петрова действительно есть: после развода с громом, молниями и битьем посуды мало кого греет мысль о том, что некогда близких людей, а теперь врагов еще хоть что-то связывает. И раз у супруги до замужества была своя фамилия, то почему бы после развода не получить ее обратно?
В принципе часть женщин после развода именно так и поступают. Вот только происходит это в добровольном порядке. Депутат Петров же предлагает сделать процедуру обязательной с одним исключением: когда экс-супруг подписывает и заверяет у нотариуса бумагу с согласием на сохранение за бывшей женой своей фамилии.
Все просто? Но такие нововведения потребуют внесения изменений в целый ряд законов. Ответа на обращение депутата в Минюст пока нет, зато есть комментарии юристов.
«Нельзя лишить человека фамилии против его воли. Это прямое нарушение его основных гражданских прав. С юридической точки зрения фамилия входит в понятие «имя», и насильственно разорвать его в рамках бракоразводного процесса просто невозможно. Фамилия — это не имущество, не материальный объект, и она не должна являться предметом рассмотрения при расторжении брака. Подобной практики в истории права, насколько мне известно, просто не существует: если человек не хочет менять фамилию, у него есть полное право ее сохранить», — уверена юрист Татьяна БЕЛОВА.
Кстати, несколько лет назад в России рассматривался скандальный процесс, в рамках которого бизнесмен Николай Агурбаш обратился с иском к своей бывшей супруге Анжелике с требованием, чтобы она вернула себе девичью фамилию. Основание он выдвинул такое: «Агурбаш» на тот момент было уже не просто фамилией, а известным брендом, официально зарегистрированным и принадлежащим компании Николая. Тем не менее суд после продолжительного изучения всех обстоятельств этого спора встал на сторону бывшей супруги бизнесмена и разрешил экс-жене фамилию не менять. К тому же ее, певицу Анжелику Агурбаш, тоже знали не только родственники.
Что-то мне подсказывает, что и не столь известные женщины могут за фамилию не волноваться: уж ее-то им отстоять удастся.