Главная Культура 00:01 07 Марта 2024 4625
Светлана Захарова: Открытия в балете происходят постоянно

Но российская школа - неизменно самая крепкая, утверждает прославленная прима

Дарья Ефремова
Светлана как ведущая твердо решила - подчеркивать только сильные стороны конкурсных выступлений. Фото предоставлено телеканалом «Россия-Культура»

9 марта на телеканале «Россия-Культура» стартует новый сезон конкурса «Большой балет». Его соведущая, легендарная прима-балерина Мариинского и Большого театров Светлана Захарова уверена, что начинающих артистов нужно хвалить, даже если они допускают неточности. О трудностях судейства, первых шагах на большой сцене и работе с легендарным Юрием Григоровичем народная артистка России рассказала «Труду».

— В своих интервью вы неоднократно говорили, что судить конкурсы — очень тяжелое дело: с одной стороны, необходимо быть объективным, с другой — как не переживать за юных коллег? И вот вновь согласились поучаствовать в проекте. Но не как арбитр, а в качестве ведущей с другим знаменитым артистом балета — Игорем Колбом. Это эмоционально полегче?

— Да, но душевная нагрузка все равно серьезная. Я по-прежнему сочувствовала каждому конкурсанту и старалась их поддержать. Все-таки участники «Большого балета» — юные, начинающие артисты, многие из них совсем еще дети, и неосторожно брошенная фраза может отразиться на их будущих выступлениях. Мне очень хотелось, чтобы даже после неудач — а они, конечно, случались, ни одна пара не прошла безупречно — ребята не падали духом. Сложность для конкурсантов еще и в том, что даже молодые артисты балета привыкают выступать на большой сцене при полном зрительном зале, а здесь на совсем близком расстоянии сидят четверо членов жюри. И не просто наслаждаются твоим танцем, а внимательно следят за погрешностями и затем их будут вслух отмечать и анализировать. Серьезное психологическое испытание, но с другой стороны, и отличная школа — после такого экзамена уже ничего не страшно.

— Сложно удерживаться от комментариев, советов?

— Иногда очень. Я же все вижу — как достижения, так и ошибки. Но твердо решила: буду акцентировать только лучшие стороны.

— Что показал конкурс? Подтвердил мощь традиционных центров — Москвы, Петербурга, Перми — или открыл новые места силы на балетной карте? И можно ли сегодня верить старой песне про то, что «в области балета мы впереди планеты всей»?

— Наш нынешний праздник получился в полном смысле международным. Были очень интересные пары с Кубы, из Узбекистана, Белоруссии. Но он же и показал, что российская школа по-прежнему самая крепкая. Ее представители проявили себя ярче всех.

— Когда-то Майя Плисецкая говорила, что возможностям тела надо учиться постоянно, в том числе впитывая опыт со стороны — например, у спортсменов. А на ваш взгляд, что нового сейчас появилось в балетном искусстве?

— Открытия в балете происходят постоянно. И танцевать сейчас, по моему мнению, стало легче — у артистов появилось намного больше технических возможностей, чем было еще 10, тем более 20 лет назад. Даже балетная обувь усовершенствовалась, появились новые материалы и технологии, так что пуанты уже не сбивают ноги в кровь. Но все равно балет — это по-прежнему колоссальный труд, строгая диета, режим. Притом твой «рабочий инструмент» — мышцы и все тело — должен работать без всякого видимого напряжения. Еще в годы ученичества я решила для себя, что на репетициях надо до такой степени все отрабатывать, чтобы на сцене не было заметно никаких усилий — только легкость, естественность, полет. Хотя, конечно, за кулисами потом умираешь от усталости.

С ученичества Захарова следует правилу — так все отрабатывать на репетициях, чтобы на сцене не было заметно никаких усилий: только легкость, естественность, полет. Фото из личного архива балерины

— Вы автор идеи и неизменный руководитель самого, наверное, массового в мире детского танцевального фестиваля «Светлана». Что вам раскрыл этот опыт?

— Что, во-первых, танцем интересуются очень многие дети, а во-вторых — даже если потом они не сделают его своей профессией, он поможет им в жизни. Также хочу обратить ваше внимание на проект «Большие и маленькие» на канале «Культура». Туда отбираются участники с пяти лет, и в этом смотре эксперты не выставляют оценок — просто после каждого номера делается его разбор и даются рекомендации ребенку на будущее. Деткам очень хочется праздника, красоты, вот этой радостной эмоции «здесь и сейчас». И это прекрасное желание. А в будущем кто-то из них, возможно, станет хирургом, кто-то летчиком или математиком. Но навыки, приобретенные в балете, очень пригодятся, ведь это и дисциплина, и умение ставить и достигать цели.

— Вы рассказывали, что вашу собственную любовь к танцу первой заметила мама и привезла вас из родного Луцка в Киев, где в знаменитое хореографическое училище вас приняли на ура. Как вспоминаете это время?

— Меня взяли как суперспособного ребенка, но не скажу, что это был легкий и светлый жизненный период. Вернуться в те годы я бы точно не хотела. Меня поразила атмосфера острой конкуренции и то, какой фанатичный требуется труд, чтобы чего-то добиться в этой профессии. А я была хоть и одаренная, но слабенькая, мне приходилось тратить больше сил, чем всем другим детям, чтобы добиться легкости, красоты, перешагнуть сложные технические моменты, связанные с танцем.

— Зато потом вас пригласили продолжить обучение в Вагановской академии...

— Причем сразу в выпускной класс, а через год я поступила в труппу Мариинского театра.

— Волновались, впервые выходя на эту знаменитую сцену?

— Нельзя не волноваться перед выходом на любую сцену, особенно такую. Но еще когда я училась в академии, в Мариинском театре была создана стажерская группа, в которую меня в числе нескольких других учеников включили. И в ее составе я уже принимала участие в спектаклях театра. Например, в балете «Дон Кихот» исполняла партию Повелительницы дриад, очень сложную и для взрослой балерины, а мне тогда было всего 16. Так что мое вхождение в труппу Мариинки прошло вполне естественно, я чувствовала себя там как дома.

— Но через семь лет вы перешли в Большой. Притом это было далеко не первое предложение этого театра — вас уже трижды туда звали, но вы все не решались. Что в тот, четвертый раз все-таки подвигло вас на перемены, и не бывало ли потом хотя бы кратких минут сожаления о принятом решении?

— Не жалела ни секунды, хотя мне было очень хорошо в Мариинке. Я искренне считала, что это лучший театр, и долгое время не стремилась перейти в Большой, хотя много ездила туда на гастроли, любила его. Но, видимо, сработала магия цифры семь — захотелось что-то поменять, а главное — расширить репертуар. И в ГАБТе это удалось: я стала танцевать в балетах «Дочь фараона», «Спартак», «Раймонда», «Лебединое озеро» в редакции Григоровича. И сам Юрий Николаевич работал со мной над многими ролями, первой из которых стала партия Эгины в «Спартаке». Он внимательно смотрел репетиции и в итоге дал добро. Потом последовали «Легенда о любви», «Иван Грозный» — тоже при его самом активном участии и очень приятных комментариях, данных после просмотра спектаклей.

Партию Эгины в «Спартаке» и многие другие роли Светлана готовила под наблюдением Юрия Григоровича

— Говорят, он может и кричать на артистов, но по-настоящему любит их, а высшей похвалой от него за точность выполнения задачи служат слова: «Вот теперь это — туда».

— Юрий Николаевич очень требователен. Да, иногда может повысить голос, чтобы, допустим, добиться от кордебалета слаженности и точности. Но притом он заботлив, внимателен, остроумен. Все знаменитые балеты Большого идут в его редакции. Он перевернул представление о хореографическом искусстве, это по-настоящему великий человек. Его спектакли очень сложны, насыщенны, но зато и герои в них — живые. Настоящие мужчины, настоящие женщины. Массовые сцены поставлены просто гениально. Его мнение всегда было для меня истиной в последней инстанции. Ну а похвала Григоровича просто бесценна. Когда я впервые услышала от него добрые слова, почувствовала, будто крылья выросли. Захотелось стать еще лучше.

Захаровой посчастливилось работать и с другими великими хореографами — например, автором «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо

— Вы рассказывали, что, работая над балетными образами, многое берете из жизни. Например, танцуя Аврору в «Спящей красавице», вспоминаете, как шалит ваша собственная дочка. Ну а образ Анны Карениной смогли по-настоящему прочувствовать только после рождения ребенка...

— Рождение ребенка вообще все вокруг меняет. Ведь это главное предназначение женщины, чей эмоциональный мир неизмеримо обогащается после того, как в ее жизнь входит материнство. По своим ролям я почувствовала, насколько это важно — передать на сцене чувства, которые пережила в реальности. Уверена, это новое содержание создаваемых мною характеров восприняли и зрители.

Ну и просто очень красивая женщина...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9363
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7059
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?