Мимо этого диковинного дома на Павелецкой не пройдешь — уж очень приметный. Это усадьба Алексея Александровича Бахрушина, ныне — Государственный центральный театральный музей им. Бахрушина, настоящая сокровищница: 1,5 млн. единиц хранения — раритетов. Музей еще при жизни Бахрушина называли «Театральным Версалем».
Рыночные находки
Где еще можно увидеть балетные туфельки великой танцовщицы Марии Тальони? Кусок пола сцены Малого театра, подаренный
Собиратель бесценных сокровищ — Алексей Александрович Бахрушин (
Бахрушин понял: он нашел свое призвание. Сын его Юрий писал: «Окружающие смотрели на его страсть как на блажь богатого самодура, предлагали в шутку купить пуговицу Мочалова или сапоги Щепкина». О нем говорили, что он готов «раздеть» ради своей коллекции любого артиста.
День, когда Алексей Бахрушин впервые представил коллекцию театральной общественности Москвы, — 29 октября 1984 года — признан датой рождения уникального музея. А началом коллекции стали купленные Бахрушиным в лавчонке грошового антиквария на Сухаревском рынке за 50 рублей 22 маленьких портрета с изображением людей в театральных костюмах — грязных, закопченных. Бахрушин предположил, что его находка относится к XVIII веку. В тот же день он поехал в художественный магазин Аванцо на Кузнецком Мосту, где портреты были промыты, отреставрированы и вставлены в дубовую раму. Режиссер Малого театра Кондратьев высказал предположение, что на портретах, впоследствии украденных и пропавших, изображены крепостные актеры Шереметевского театра в Кусково. Эта гипотеза подтвердилась, когда потомок владельца кусковского театра граф
И Бахрушин стал собирать все, что имело отношение к театру, в том числе личные вещи деятелей театра. Да, если он чего хотел — добивался. Так, он долго мечтал приобрести принадлежности старинных кукольных театров «Вертеп» и «Петрушка». Поиски увенчались успехом только после 1908 года. В 1909 году Алексей Александрович заинтересовался зрительскими «трубками», являвшимися в первой половине XIX века предтечей театральных биноклей. Бахрушин предпринял настойчивые розыски и через некоторое время являлся уже обладателем целой коллекции зрительских «трубок».
Поначалу его собрание было мало доступно публике. Но настало время, когда оно так и просилось стать музеем. Бахрушин устроил его в своей усадьбе в Замоскворечье, построив в 1896 году главное здание музея по проекту архитектора Карла Гиппиуса. Скупив близлежащие участки земли, он превратил усадьбу в одну из достопримечательностей города, которую называли «Театральным Версалем на Зацепе». В 1913 году Бахрушин подарил свой музей (с экспозицией на первом этаже и фондами) и всю усадьбу с постройками, сохранившимися доныне, городу Москве, передав их в дар Императорской академии наук, за что ему был пожалован орден святого Владимира IV степени, означавший присвоение потомственного дворянства и чина штатского генерала. «Когда во мне, — писал он, — утвердилось, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я счел себя не вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа». В то время, по свидетельству знатоков, равного этому собранию не было в мире.
После революции музей пережил два трудных года. Коллекция часто была под угрозой разграбления, пока народный комиссар просвещения
Множество потомков большой
Богач с протянутой рукой
Сегодня музей настоятельно требует и много лет ждет реконструкции и ремонта. Из 1,5 млн. экспонатов фонда выставляется лишь 20 тысяч — ничтожный процент! Выставочные площади — всего около 300 кв. м. А ведь помимо основной экспозиции музей постоянно организует сменные — в честь юбилеев деятелей театра и других событий.
«В
Нас поддерживает комитет по культуре Госдумы (кстати, у них в фойе располагается наша выставка), в январе нас посетил по собственной инициативе министр культуры РФ А. Авдеев и дал указание коллегии МК. Но Минфин денег не выделяет, и наш вопрос до сих пор не решен. Будем в ноябре еще раз обращаться в Минкульт. А ведь речь идет не об астрономической сумме — 50 млн. рублей на реконструкцию и 540 млн. — на новое здание фондохранилища. Но нынешние „Бахрушины“