Вороны, грачи и сойки — птицы, способные показывать чудеса разумного поведения. Например, они легко могут доставать еду, плавающую на поверхности жидкости в сосудах с узким горлом, куда птица не может просунуть голову. Пернатые в таких случаях бросают в горлышко камешки, пока вытесненная жидкость не поднимется и не позволит достать съестное. О том, что птицы знакомы с законом Архимеда и с большой смекалкой им пользуются, человек знает с древности. Римский баснописец Авиан подробно рассказывает об этом в басне «Ворона и кувшин», делая глубокомысленный вывод: «Даже птица умом цели добьется своей».
Британские ученые из отделения экспериментальной психологии Кембриджского университета решили сравнить умственные способности птиц и детей. В эксперименте участвовали 80 детей в возрасте от 4 до 10 лет. Ребятишкам предложили одну задачу: достать плавающий предмет из заполненной водой узкой трубки. Для этого людям и пернатым предоставлялось пять попыток по 2 минуты.
В первом варианте эксперимента использовались две трубки: одна была заполнена водой, другая — опилками, рядом лежали камешки в количестве, достаточном, чтобы достать приз с поверхности жидкости. Во втором сосуд был один, однако камешки предлагались двух видов: обычные и плавающие, сделанные из крашеной пробки. В третьем варианте трубок было уже три: приз плавал в средней из них, ее горлышко было настолько узким, что камешки сквозь него просунуть было нельзя. При этом нужная трубка была соединена с другой, так что образовались сообщающиеся сосуды. Для того чтобы решить эту задачу, нужно было экспериментально выяснить, как бросание предметов в соседние трубки влияет на уровень жидкости в призовой.
С первыми двумя вариантами задания справились и дети, и сойки. При этом старшие справлялись лучше младших, те, кому исполнилось 8, были способны получить приз во всех трех вариантах эксперимента с первой попытки. Результаты в общем-то предсказуемые и особой научной ценности не представляющие. Интересно то, как обучались дети и птицы. С первыми двумя заданиями методом проб и ошибок справились все сойки, а вот с третьим — ни одна. Все действия пернатых свелись к неудачным попыткам просунуть камни сквозь узкое горло сосуда, с соседними трубками они даже и не пытались взаимодействовать.
«Эксперимент английских ученых прекрасно иллюстрирует фундаментальные различия в способностях человека и других живых существ, в частности птиц, — рассказывает ведущий научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных МГУ им. Ломоносова орнитолог Ксения Авилова. — Животные замкнуты в рамках одной модели поведения, в то время как человеческий разум перебирает все возможные варианты взаимодействия с внешним миром. Иными словами, соек подвел излишний рационализм — попробовав привычный для себя способ решения проблемы, они потерпели неудачу и решили, что достать еду вовсе невозможно. Дети же не задумываются над тем, что возможно, а что нет. Это и движет прогресс!».