- Вы с гордостью говорите, что родились в рабочей семье. Кто ваши родители и какие качества вы от них унаследовали?
- Мама Нина Михайловна - стеклодув, работала в горячем цехе завода. Отец Петр Никанорович до войны и в войну шоферил. А после победы его назначили руководить охото-рыболовной секцией спортобщества "Динамо". Он завещал мне одну мудрость, которой я придерживаюсь всю жизнь, и пока успешно: избегать врачей и больниц. Родитель мне говорил: "Сережа, старайся не обращаться к врачам, а то непременно чего-нибудь найдут и залечат. У человека может быть только две болезни - отравление и простуда. Если простудился, выпей стакан водки с ложкой перца или молока с медом и спи. А если отравился, то стакан водки, но уже с чайной ложкой соли, закуси черной корочкой хлеба и пока не ешь". Отец дожил до 80 лет, хотя был тяжело ранен и в Гражданскую войну, и в Отечественную. Возможно, ему помогло то, что он очень много двигался, охотился, ловил рыбку, дышал свежим чистым воздухом. Хотя работа у него была сложная: далеко не каждый бы выдержал такие нагрузки. Ему приходилось выпивать по литру водки в день - все обращались за путевками, и, как полагалось, не с пустыми руками, но я никогда не видел его пьяным. Отец был очень высокого роста, жилистый, худой, а я щупленький и маленький - в маму. Несмотря на то что мама была невысокого росточку и хрупкого телосложения, в семье она верховодила. Она обладала на редкость легкой рукой: что ни сажала, то вырастало, что ни стряпала - пальчики оближешь. Ничего вкуснее блюд, приготовленных мамой, в своей жизни я не ел. Все говорят, что я очень похож на маму, чему сам бесконечно рад. Хотя отца за его несуетливость, уверенность, физическую силу и ловкость, основательность я любил невероятно.
- Как же игнорировать медицину, если два выдающихся актера Александр Абдулов и Олег Янковский, с которыми вы снимались и дружили, так рано ушли из жизни из-за того, что вовремя не обратились за помощью к врачам?
- А что обращаться: ведь пока медицина бессильна бороться с такой болезнью, как рак? Думаю, что все болезни происходят из-за нервов. Не могу представить, как театр "Ленком" переживет такие огромные две потери: Абдулова и Янковского. С Сашей мы жили по соседству и в Москве, и за городом. Настолько мне хотелось быть поближе к нему, что я построил дом рядом с его домом на Валдае. Сколько я знал Абдулова, он все время осуществлял свои фантазии, и это получалось у него невероятно азартно, весело и талантливо. Абдулов жил неправильно. В противном случае он прожил бы дольше, но тогда не так интересно. А у него была очень насыщенная, фееричная жизнь. Когда я узнал о смерти Олега Ивановича, у меня, как у старика, затряслись руки. "Почему, как это могло случиться?" - не укладывалось в моей голове. С Янковским я снимался в двух картинах, и на съемках он подшучивал надо мной, но по-доброму. Он был ироничным человеком и очень элегантным мужчиной. Любил все красивое. Если Саша Абдулов мог одеться как денди лондонский, а мог и как бродяга, то Олег Иванович всегда был эталоном вкуса, стиля, причем очень выдержанного. У него даже трубка была изысканная, которая во многом его погубила.
- Будучи провинциалами, они покорили Россию, а вы москвич, да еще арбатский, как ваш ровесник Александр Збруев. Согласны, что вам было легче открывать нужные для карьеры двери?
- Может, и полегче, но не без жизненных трудностей. Ведь я работал и кондуктором 6-го троллейбуса, и разносчиком газет. Правда, из кондукторов быстро ушел - воровать учили, а мне это было противно. А вот лямку почтальона тянул несколько лет. Мне достался самый большой участок - от Никитского бульвара, дом 12, через кинотеатр "Художественный" и до, как сейчас помню, магазина "Меха". Ходил с огромной сумкой через плечо с раннего утра, а сам был такой худенький-худенький. 10-й класс я оканчивал в Школе рабочей молодежи, потому что после того, как стал заниматься в Театральной студии Дворца пионеров, моя успеваемость сильно упала. А так ведь, как Саша Збруев, до 13 лет был арбатской шпаной - даже в милицию попадал. После школы сразу поступал в четыре театральных вуза Москвы (особенно хотел учиться в "Щуке", потому что она была в пяти минутах ходьбы от моего дома), но меня никуда не брали. Последняя надежда оставалась на ВГИК, который в те годы был не таким престижным, как потом, да и находился очень далеко. На троллейбусе номер 2 я целый час добирался до ВГИКа, и тогда мне казалось, что это целая вечность. Вот туда меня приняли. На втором туре вступительных экзаменов стало понятно, что мастерскую набирает Сергей Герасимов. Когда я проучился у этого выдающегося мастера всего два месяца, то понял, что должен быть благодарен тем четырем вузам, которые меня отвергли.
- Ходили в любимчиках Сергея Герасимова?
- Если спросить любого ученика Герасимова и Макаровой, то каждый скажет, что именно он был любимчиком. Уже сейчас, так сказать, со стороны, могу сказать, что настоящим любимчиком Сергея Аполлинариевича был Николай Еременко-младший.
- А вы влюбчивый мужчина?
- Вот так вам все и расскажи! А если жена прочитает - как я ей объясню? Не надо. Да и смешно это, когда старики рассказывают вдруг о своих похождениях. Могу сказать, что я записался в театральную студию Дворца пионеров, потому что влюбился в девочку, которая ее посещала. Мне тогда было всего 10 лет.
- Ваш единственный сын пошел по вашим стопам?
- После иняза Никанор занимался каким-то бизнесом, а недавно окончил Высшие режиссерские курсы. Стажировался в моей многосерийной картине "Аннушка", которую производит БФГ - Медиа - Продакшн. Под моим чутким присмотром он снял одну серию. Но пока главное достижение Никанора в том, что он подарил нам сына, которого назвали в честь моего отца, Петром.
- У вас 189 ролей. Наверняка, уже есть и 190-я?
- Впервые я посчитал своих персонажей, когда мой сын, будучи учеником 8-го класса, писал диктант. Я придумал такую хитрость, чтобы он старался не делать ошибок в названии фильмов и героев родного отца. А 190-я роль действительно имеется. В фильме "Десять зим" итальянского режиссера Валерио Мьели я играю русского профессора литературы, который приезжает в Рим читать лекции о творчестве Чехова.
Наше досье
Сергей Никоненко родился в Москве 16 апреля 1941 года в семье шофера и стеклодувщицы лампового завода. Окончил в 1964-м актерский факультет ВГИКа, в 1974-м - режиссерский факультет. Дебютировал в кино в 1961 году, с тех пор сыграл 190 ролей. В 1994-м создал вместе со своей женой актрисой Екатериной Ворониной Есенинский культурный центр в Москве.