Они уверены, что это «нововведение» может разрушить систему авиаперевозок и никак не повлияет на удешевление билетов.
Напомним, что глава ФАС — Игорь Артемьев — считает, что перевозчики реализуют билеты по завышенной цене, а действующие принципы бронирования не позволяют уменьшить их стоимость. «Мы хотим эту систему уничтожить. Ей на смену должна прийти не навязанная нам Западом система, а мы должны сделать свою — и сделать лучше». В ФАС уверены, что только нововведения сделают перелеты доступными «и студенту, и бабушке», очевидно исходя из того, что цена билета после реформы будет по карману небогатым слоям общества.
Однако, участники рынка говорят ровно об обратном. Те «нововведения», которые хочет ФАС, сделают билеты только дороже. Нынешняя система бронирования позволяет клиентам авиакомпаний делать выбор: например покупать билет заранее по низкой цене или незадолго до вылета, но дороже.
«Такая система продаж позволила предоставить рынку тарифы, чтобы пенсионеры и студенты могли за три месяца до вылета купить билеты дешево, а бизнесмен, который покупает билеты накануне вылета, платил дороже. За счет того, что одни платят больше, другие платят меньше. Такая вот формула справедливости», — объясняет генерального директора авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов. Руководитель авиаперевозчика отметил, что ни разу не слышал, чтобы в какой-либо стране регулятор вносил подобные предложения.
Авиакомпании справедливо забили тревогу — отмена системы бронирования может уничтожить вообще всю систему авиаперевозок. «Последствия для авиакомпании будут неизбежно плачевными, потому что объем продаж с момента попадания билетов на рынок и едва ли не до самого отлета будет минимальным. Дорогие билеты продать просто не удастся. Соответственно, оно не получат колоссальный объем выручки и моментально это скажется на их финансовом положении», — рассуждает Олег Пантелеев, глава аналитической службы «АвиаПорт».
Однако, о последующих сложностях внутри авиакомпаний ФАС будто не догадывается. В последнее время решения ведомства так или иначе но создают серьезные проблемы для нормального функционирования гражданской пассажирской авиации. «Мы, «Сибирь», «Аэрофлот» и «Трансаэро», не вылезаем из судов. Нас ловят, штрафуют за какие-то несуществующие ценовые сговоры, выставляют серьезные штрафы за те преступления, которые мы не совершали», — констатирует Андрей Мартиросов.
Главу «ЮТэйр» поддержал и «Аэрофлот». В компании напомнили, что благодаря системе заблаговременного бронирования пассажир, который позаботился о перелете заранее, имеет возможность купить билет дешевле себестоимости перевозки. Разумеется, чем меньше остается времени до поездки и чем больше мест продано на конкретный рейс, тем сложнее купить дешевый билет. Однако именно действующая система делает перелеты возможными для социально неимущих граждан. «Аэрофлот» предупредил: отмена бронирования не уменьшит среднюю цену билета, но зато дешевые билеты навсегда исчезнут из продажи.
О других рисках предупреждает Олег Пантелеев: «надо понимать, что эта инициатива нивелирует все попытки авиакомпаний создать лоукостеры и делает абсолютно бессмысленным введение невозвратного тарифа. Все это приведет лишь к удорожанию перевозок.»
Требование снижать цены в последние дни перед вылетом эффекта не даст, это уже доказано практикой. Пассажиры, желающие сэкономить, перестают покупать билеты заранее и ждут до последнего, а перевозчики, отменяют убыточные рейсы. В целом это действует губительно на всю отрасль авиаперевозок.
Даже если идеи ФАС не претворятся в жизнь, заявление Артемьева уже ударило по авиакомпаниям. Информация о возможной отмене системы продажи билетов обрушила котировки акций «Аэрофлота» на 8,4%, что фактически означает потерю $230 миллионов. 26 февраля ценные бумаги «Аэрофлота» стоили 77,35 рубля за акцию, на следующий день — 72,75 руб, а к 12.00 28 февраля котировки упали до 70,01 рубля.
В Министерстве транспорта поддержали авиакомпании, заявив, что действующая система тарифов предлагает пассажирам самый широкий спектр возможностей. Также в Минтрансе отметили, что регулировать управление доходами и отвечать за финансовую состоятельность и устойчивость бизнеса могут лишь сами предприятия, а не ФАС. Что касается заявлений антимонопольщиков о сверхдоходах перевозчиков, министерство сообщает, что превышения доходов у авиакомпаний не выявлено, и их рентабельность находится на уровне 1,5-3%.
По словам Андрея Мартиросова сейчас компании ожидают от ФАС разъяснения о возможном «разрушении» действующей системы продажи билетов. «Хотелось бы внимательнее с этим предложение познакомиться», — высказал пожелания авиаперевозчиков глава «ЮТэйр».