Однако интернет взорвали откровения экс-чиновника, которыми он щедро делится через социальные сети. От них, этих записок бывшего, честно говоря, тошнит, как от холодца на пляже. Но все же заставим себя вчитаться.
Но прежде напомним: свое кресло Чиркунов покинул в 2012 году – официально считалось, что он перешел на преподавательскую деятельность в московскую Высшую школу экономики. Это благородная версия. Но ближе к истине другая причина отставки: массовые выступления жителей Пермского края в конце 2011 года, обвинивших главу региона в том, что за время своего нахождения у руля тот умудрился разрушить все, что составляет основы жизни в любой местности: образование, здравоохранение, инфраструктуру, культуру, социальную сферу. «Безумные проекты, претворяемые в жизнь командой губернатора, превратили один из богатейших регионов в край, где большинство населения не может свести концы с концами», – подытожил тогда «Пермский обозреватель». Частное мнение регионального СМИ можно дополнить официальными данными МВД России, заявлявшего: при губернаторе Чиркунове край вошел в десятку самых криминализированных субъектов Российской Федерации.
Последний раз новоиспеченный профессор «Вышки» появлялся в публичном пространстве в мае 2012-го, когда вдруг резко раскритиковал… систему госуправления страны: «Никакой свободы развития у регионов нет, потому что их потенциал загублен решениями государства. Мы сильное централизованное общество. Мы не федерация». С того острого приступа принципиальности про отставника ничего не было слышно. А на днях выяснилось: климат Москвы (как ранее и Перми) Чиркунову не подошел. В качестве основного места жительства он вынужден был выбрать Францию. «Выбор отчасти был предопределен. В ближайшие 5–10 лет – не Россия. Почему? Не готов сегодня объяснять», – написал на своей странице Чиркунов. Впрочем, вопреки самому себе тут же и объяснил: «Настоящая французская провинция. Здесь нет русских».
Видимо, за несколько лет правления пермскими землями господину Чиркунову так надоели эти русские, вечно путающиеся под ногами озабоченного руководства, что мочи не стало. Эти неблагодарные люди, не умеющие оценить усилий губернатора в соавторстве с известным креативщиком Маратом Гельманом, украсившим Пермь странными скульптурами.
Эти жалкие людишки, вечно требующие работы, медицинских услуг и приличного образования для своих детей... В общем, именно отсутствие русских в шаговой доступности стало весомым аргументом при выборе места дальнейшего обитания. Правда, бывший губернатор забыл, что именно эти неблагодарные и примитивные жители заложили основу его финансового благополучия, регулярно делая покупки в принадлежавшей Чиркунову торговой сети «Семья». И это их деньгами экс-чиновник оплатил приобретенное во Франции поместье, которое, по признанию нового француза, «огромно: сады, реки, водопады, лес, но сейчас почти все запущено. Захотелось поработать головой и руками и привести все в порядок, восстановить. Возможно, это утопия».
Судя по итогам работы Чиркунова в Перми, привести что-то в порядок для него действительно полная утопия. Построить собственную торговую империю во Франции без административного ресурса тоже вряд ли получится. Что остается? Варить холодец! «Увидел в магазине половину свиной головы и не смог удержаться. Купил, долго тер щеточкой уши, размышлял, как почистить зубы, и в результате сделал-таки холодец. Или неделю самому есть, или приглашать французов...»
Много ли французов пришло к Чиркунову отведать диковинное блюдо, мы не знаем, а сам экс-чиновник скромно умалчивает. Может, он действительно сам, в одиночку, ест свое кулинарное изделие. Или отправил пару кило в Швейцарию, где много лет живет его семья. Видимо, там тоже не очень много русских, можно и потерпеть…
Наверное, под конец стоило бы написать: Олег Анатольевич, как вам комфортно без русских, так и жителям России вполне комфортно без Чиркуновых! Давайте оставаться вдали друг от друга как можно дольше.
Увы – не могу. Потому что, как сообщает сайт пермского управления службы судебных приставов, экс-губернатор задолжал местной казне налогов на имущество в сумме 83,4 тысячи рублей. Деньги небольшие, но для оставленного им края совсем не лишние. Да и дело принципа, в конце концов! Пусть бы Чиркунов вернулся и оплатил долг. А там – хоть во Францию, хоть в Швейцарию, хоть еще куда. Главное, чтоб подальше.
На полях исследования
Сами же чиновники, как выяснило исследование, проведенное профессором НИУ ВШЭ Викторией АНТОНОВОЙ, считают, что их участь не из легких. Из доверительных интервью с госслужащими разного ранга (министр, начальник департамента и пр.) вырисовывается леденящая душу картина. «Еще в 90-е у рядовых сотрудников была возможность отдохнуть в субботу-воскресенье в пансионате за небольшие деньги. А сейчас ничего этого нет. Получить субсидию на квартиру очень тяжело даже высшему эшелону. К поликлинике прикреплены только от замдиректора департамента и выше».
Многие ссылаются на перегрузки: «Одно желание – выспаться. Потому что уходим с работы поздно. Чем выше должность, тем позднее...» Людей не хватает. По данным Росстата, численность госслужащих в федеральных госорганах в 2012 году составляла 80,6% от номинальной. А еще – постоянная угроза сокращения. И зарплата, как отвечает участник опроса, «несоизмерима с объемом работы»...
Но если так нелегко быть чиновником, почему молодежь стремится на госслужбу, спросили мы профессора Викторию Антонову, ведь конкурс в соответствующих вузах – до 40 человек на место... «Много значат стабильная работа и стабильный доход, – поясняет Антонова. – Кроме того, для тех, кто старше, играет роль приличная пенсия, которая у госслужащих выше.
Впрочем, опыт Чиркунова показывает: даже среди высоких руководителей мало тех, кто полагается на свою зарплату и пенсию. Была бы должность, а имение во Франции к ней приложится.