Масла в огонь подлили мэр Москвы Юрий Лужков и руководитель ЗАО "Объединение "Прогресс" Николай Лифанов, отказавшиеся от участия в теледебатах на канале "Столица" в рамках кампании по выборам столичного градоначальника. Конечно же, государственный муж, преобразивший лик столицы, не может опасаться теледебатов с кандидатами, о которых избиратели вспомнили лишь по случаю выборов, - в этих дискуссиях он, видимо, просто не нуждается. Как и партия, лидирующая в социологических опросах, - не с руки ей, скажем, защищаться от наскоков некоего конкурента-"карлика". Да и вообще - дело добровольное. Правда, так думают не все. Борис Надеждин из СПС сетует, что отказ "Единой России" от теледебатов лишает возможности "глаза в глаза задать партии власти серьезные вопросы, а сами теледебаты без нее превращаются в клоунаду". Однако не содержатся ли эти ответы в программах партий? И не возникла бы "клоунада" как раз в том случае, если бы о серьезных проблемах говорили с использованием грязных приемов? А вот взгляд известного политолога из центра политических технологий Марка Урнова: отказ "единороссов", считает он, - это уход от диалога, дефицит навыков публичной политики.
Что же говорят в самой "Единой России"? Руководитель Центрального избирательного штаба партии Юрий Волков: "Считаем нецелесообразным и даже в некотором роде опасным тратить время на рекламу и популистские выступления в телеэфире". "Мы работаем в регионах, разъясняем людям позицию партии по тем или иным вопросам, ведем прямой диалог с россиянами", - говорит он.
Председатель Центральной избирательной комиссии РФ Александр Вешняков критически отнесся к решению "единороссов".
На Западе, с устоявшейся политической системой, сформированными партиями, в дискуссиях обычно принимают участие представители сил, близких по весовым категориям, а у нас в России масса партий, о которых тотчас забудут после выборов. Ну а если все-таки и на Западе появится "карлик", - будут с ним дискутировать?
- Ни в одной стране мира ведущие партии не сядут дебатировать с такими партиями, - отвечает на вопрос корреспондента "Труда" президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
Близкая позиция и у директора Института политических исследований Сергея Маркова. Он считает, что ориентированным на политкорректность людям из "партии власти" трудно дискутировать с представителями "политического спецназа". Но в основе отказа политолог видит естественное нежелание лидеров встречаться с менее значимыми политиками:
- Ведь в таких случаях они как бы передают часть своей популярности оппонентам. Естественно, им это невыгодно. Кроме того, надо учитывать, что в "Единой России" у многих статус государственных чиновников. Это накладывает на них определенные обязательства и осложняет дискуссию. Важно и то, что во время разговора в телеэфире они будут как бы передавать своим партнерам-соперникам некую причастность к решению государственных вопросов, искусственно повышать их статус. Естественно, в период избирательной кампании это им тоже невыгодно.
Впрочем, по-настоящему взвесить такого рода тактические решения на весах политической прагматики можно будет после выборов. Оценку поставят сами избиратели.