
В сентябре в любую погоду серые журавли выходят на подмосковные просторы как на работу — с рассвета и до заката они клюют зерна, оставшиеся на недавно убранных полях. Причем в Подмосковье птицы слетаются со всех регио-нов России. Здесь у них что-то вроде перевалочного пункта. В это время их численность достигает нескольких тысяч. Но ненадолго. Пару недель усиленного питания, и в путь — на зимовку в теплые края.
Птица с характером
В Талдомском природном заказнике «Журавлиная родина» первые перелетные птицы в этом году традиционно появились в начале июля. «Весь сентябрь в скоплении держалось 700-900 журавлей, сейчас осталось около 400. Это мало, — сетует Ольга Гринченко, руководитель по научной работе заказника «Журавлиная родина». — В прошлые годы в наших краях собирались примерно 1700-1800 птиц. К сожалению, сейчас их значительно меньше. Возможно, это связано с тем, что поля зарастают кустарником (птицам не нравится, что целина перестала просматриваться). К тому же стали выращивать мало зерновых, а кукуруза и картофель журавлям не по вкусу».
В Подмосковье журавли прилетают из северных областей: Тверской, Вологодской, Архангельской, хотя точно это не установлено из-за сложности с кольцеванием «фарфоровой птицы». Ловить журавля сетями небезопасно. Как для самой птицы — можно ей ноги случайно переломать, так и для ловцов.
По словам Ольги Гринченко, когда сотрудники заказника работали с серым журавлем в зоопарке, в воль-ер им приходилось заходить, надев ватник и шапку-ушанку. Уж очень агрессивными были некоторые особи. Защищая свою территорию, они бесстрашно залетали на спину и клювом долбили по голове.
В некоторых заповедниках, чтобы провести кольцевание, журавлей кормят «сонным» зерном. Главное, чтобы после наркоза они восстановились под опекой человека, иначе могут стать легкой добычей для хищников.
Пляски под настроение
Не все журавли прилетают кормиться именно в Талдом. Обычно они пропорционально распределяются по многочисленным хлебным полям Подмосковья. Особенно по душе им просторы, на которых только что высадили озимые.
Осенний распорядок дня журавлей незатейливый. С утра на поля, там методичный поиск зерен с небольшими перерывами для отлета на водопой — и так до заката. И все это в сопровождении знаменитых журавлиных песен. По словам Ольги Гринченко, звуки, издаваемые журавлями (вокализация) — совершенно особое явление, не имеющее аналогов в мире птиц.
Для самих журавлей это средство общения. Одни звуки означают тревогу, другие — команда на взлет. Причем пение непременно сопровождается журавлиными танцами: несложными прыжками, чередующимися с пробежками и взмахами крыльев. Такие пляски исполняются в любое время, и они не связаны, как у большинства других птиц, с образованием пары. В общем, танцуют для души.
У местных жителей отношение к журавлям мистическое, они всегда были одними из главных действующих лиц фольклора. Народ любит рассказывать жуткую историю о мужчине, убившем журавля и поплатившемся за это смертью жены. Поэтому недоброй приметой считается убить журавля, особенно из пары. Птица будет долго летать, кликать — искать потерявшегося возлюбленного. То ли из страха, то ли из-за того, что нам с детства вбивали, что эта птица занесена в Красную книгу Подмосковья, человек редко нападает на журавля.
В дальний путь
Первые отлеты журавлей специалисты отмечают в начале сентября. Около сотни птиц выстраиваются знаменитым клином и уже через несколько минут в небе остаются только крохотные точки.
В каждой такой стае обычно несколько сотен птиц (максимум 300-500). Большое скопление, как правило, разбивается на несколько клиньев. В дальний путь журавли обычно стартуют в тихую солнечную погоду. Интересно, что взлетают они с разбега и преимущественно против ветра. Поднявшись в воздух, стая журавлей о-тыскивает термали — вертикально поднимающие-ся потоки теплого воздуха. Используя их, птицам удается экономить энергию, удерживаясь при этом на значительной высоте. Самая высокая точка, на которой видели пролетающих над Гималаями журавлей из вида красавок, была более девяти тысяч метров. Достигнув вершины термали, птицы начинают плавно снижаться, после чего отыскивают новый лифт для подъема. Так они почти не используют активный полет.
Вопросом, куда летят журавли, несколько лет назад озаботились ученые и даже специально окольцевали несколько стай. Одну из них потом обнаружили в Африке, другую — в Израиле.
«В прошлом году мы поставили передатчик на журавленка, которого назвали Рыжик, — рассказывает Ольга Гринченко. — Он оказался путешественником: до конца сентября сидел в «Журавлиной родине», затем сигнал поступил из заповедника «Аскания-Нова» (Херсонская область, Украина), потом он оказался в Турции, затем в Израиле, далее в Эфиопии, а весной вернулся в Россию».