Как сообщил журналистам председатель Центральной избирательной комиссии Александр Вешняков, "сейчас на "линейке готовности" стоят 44 политические партии, имеющие одинаковое право выдвинуть и свой список, и своих кандидатов в одномандатных округах, и создать блок с другими партиями, общественными объединениями. Каждая из этих партий, по его словам, будет зарегистрирована и получит право на бесплатное эфирное время, если соберет 200 тысяч подписей избирателей в свою поддержку или внесет избирательный залог в сумме 37,5 миллиона рублей.
Вчера российское правительство на своем заседании решало, как провести парламентские выборы без политических, экономических и социальных потрясений. Было принято постановление, в соответствии с которым содействовать избирательным комиссиям будут сразу несколько ведомств. Правоохранительные органы обязаны сообщать о неясных и непогашенных судимостях, "в том числе судимости по уголовному закону иностранного государства за деяние, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом РФ".
МИД России должно предоставлять сведения о наличии второго гражданства у кандидатов в думские депутаты. Проверять честность их "деклараций" по указанным источникам доходов и размеров имущества будут МВД, Федеральные службы земельного кадастра и Министерство по налоговым сборам. По их же каналам будут и "просвечиваться" сведения о добровольных пожертвованиях граждан.
Против "грязных технологий" предусмотрены специальные меры. Правоохранительные органы должны не только предотвращать изготовление подложных и незаконных предвыборных материалов, но и выяснять: кто изготавливает их, кто за это платит? Выявлять и пресекать пропаганду экстремистских взглядов, "возбуждающих социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду", призваны ФСБ и три министерства - МВД, юстиции, печати.
Ведомству "четвертой власти", учитывая, что именно СМИ являются главным средством предвыборной агитации, выдан целый пакет поручений. Оно должно следить за тем, как государственные газеты и журналы предоставляют кандидатам бесплатные полосы, а радио- и телепрограммы (опять же государственные) - бесплатное эфирное время.
Безусловно, эти "правительственные меры" необходимы, но надо бы их обнародовать загодя. Сейчас многие участники избирательного процесса пребывают в смятении. Например, те же СМИ, которые вынуждены в срочном порядке разбираться, что им можно, а что нельзя, где грань между информированием и агитацией.
Как следствие вполне естественная рабочая встреча президента Владимира Путина со своим полномочным представителем Валентиной Матвиенко, которая баллотируется на пост губернатора Санкт-Петербурга, вызвала кое-где пристрастные комментарии. Даже председатель ЦИК Александр Вешняков заметил, что по этому поводу "могут быть вопросы", особенно к тем средствам массовой информации, которые "вольно или невольно втянулись в эту пиар-кампанию". Отвечая на вопрос журналистов, он отметил: "Тема агитации может звучать по-разному в разных ситуациях". И добавил, что все зависит от того, как встреча в данном случае освещалась для избирателей Санкт-Петербурга.
Не окажется ли так, что во время начавшейся избирательной кампании во всем будут виноваты журналисты? Думается, не случайно глава Министерства печати Михаил Лесин в своих комментариях рассчитывает, что "и ЦИК, и избирательные комиссии в российских регионах займут разумную позицию, будут руководствоваться здравым смыслом, не устраивая охоты на медийных ведьм".
Впрочем, как отметил Вешняков, во время избирательной кампании "скучно не будет, это видно уже по тому, как нынешняя кампания началась". А ее начало утверждает во мнении, что опять у нас появились две беды: выборы и пиар. Мы-то надеемся, что выборы помогают нам сформировать профессиональную, ответственную власть. А вот разного рода специалисты, "технологи", участвующие в выборах на профессиональной основе, видят за ними вполне успешный бизнес. И в самом деле сегодня СМИ переполнены разного рода информацией о ставках и расценках за то или иное место в партийном списке, за поддержку одномандатников на выборах и т.п. По неким подсчетам, нынешние выборы обойдутся кандидатам в Государственную Думу от 50 тысяч до 300 миллионов (?!) долларов.
"Сегодня под партийный бренд можно сформировать заведомо проходной избирательный список из местных деятелей, - отметил в беседе с корреспондентом "Труда" директор Института политических исследований Сергей Марков. - А под список получить спонсорскую помощь. Таким образом сразу решаются две задачи: выстраиваются региональные структуры и укрепляется дисциплина внутри партий".
Обеспокоенность излишней коммерциализацией происходящих выборов высказал в своем послании парламенту и президент, назвав рынок предвыборных политических технологий "сектором теневой экономики".
Безусловно, электорату придется испытать на себе жесткость политических баталий партий и партийных блоков. И все-таки выборы - это одна из немногих ситуаций, когда простой человек из "объекта манипуляций" превращается в гражданина, участвующего в принятии серьезных государственных решений. И от того, какое решение он примет с бюллетенем у избирательной урны, зависит, какой быть власти в стране, а в конечном счете и личная судьба каждого.