Сегодня в Московском окружном военном суде должен начаться повторный процесс по делу об убийстве обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. Родственники погибшей и обвиняемые считают новый процесс бесперспективным, а работу следствия слабой, поэтому через "Труд" ставят перед следствием пять принципиальных для них вопросов.
Напомним, что первый процесс по делу Политковской закончился 19 февраля 2009 года полным провалом следствия. Суд присяжных оправдал всех четверых обвиняемых. Напомним, что на скамье подсудимых тогда побывали бывший сотрудник УБОП Москвы Сергей Хаджикурбанов, который считался организатором убийства, предполагаемые посредники братья Джабраил и Ибрагим Махмудовы, а также бывший подполковник УФСБ Павел Рягузов, официально не имевший никакого отношения к этому убийству.
Это был один из редких в правовой истории случаев, когда подсудимые и потерпевшая сторона сошлись в едином мнении о том, что следствие работало откровенно слабо и дело ушло в суд сырым. Тем не менее, Генпрокуратура успешно обжаловала в Верховном суде оправдательный вердикт, после чего оно вернулось в Московский окружной военный суд на новое рассмотрение.
- Дело нужно отправлять не в суд, а на новое расследование, и мы будем этого добиваться, - заявил "Труду" сын Политковской Илья.
Все оправданные обвиняемые вновь соберутся на скамье подсудимых. Махмудовы и Рягузов находятся на свободе под подпиской о невыезде, а Хаджикурбанов сидит в тюрьме: вскоре после оправдания его арестовали по обвинению в вымогательстве у одного из свидетелей по делу Политковской 350 тыс. долларов.
Следствие по-прежнему считает, что Хаджикурбанов организовал убийство Политковской, Джабраил и Ибрагим Махмудовы следили за ней, а их родной брат Рустам ее расстрелял 7 октября 2006 года в подъезде дома на Лесной улице. Последний до сих пор скрывается за границей, и его дело выделено в отдельное производство. Установить заказчика убийства следствию так и не удалось: первоначально считалось, что это экс-глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев, который был одним из обвиняемых по делу Политковской, но затем дело против него было закрыто.
В преддверии нового судебного процесса семья Политковской и обвиняемые составили список актуальных для них вопросов, на которые они так и не получили ответа от следствия и решили задать их через газету "Труд".
1. Кто является заказчиком убийства Политковской?
2. Почему предполагаемый киллер Рустам Махмудов больше года после убийства журналистки спокойно жил в Чечне, а уже после объявления его в розыск официально получил загранпаспорт и скрылся за границей?
3. Почему следствие обладает информацией о других участниках убийства Политковской, но не занималось их глубокой разработкой?
4. Почему основным доказательством вины братьев Махмудовых стала детализация их телефонных переговоров якобы в районе дома Политковской, хотя доказанная экспертами техническая погрешность в данном случае составляет полкилометра?
5. Почему следствие не смогло установить происхождение брошенного киллером на месте преступления пистолета?
Мнение
Дмитрий Муратов, главный редактор "Новой газеты":
- Я и все коллеги Анны считаем, что это уголовное дело нельзя опять направлять в прежнем виде на новое рассмотрение в суд. Дело нужно расследовать заново, и в первую очередь необходимо искать заказчиков убийства Анны и других участников убийства. Мне кажется странным называть дело раскрытым, когда заказчик убийства Анны не определен, а убийца не пойман. Кроме того, фигурирующие в этом деле люди разгуливают на свободе и разваливают дело информационными утечками. Я уверен в том, что на первом же слушании будет принято решение отправить дело на новое расследование.