В Газпроме такое заявление встретили без восторга. Известно, что концерн настаивает на пересмотре тарифов в сторону их увеличения на 22 процента. Основная мотивация - убыточность внутреннего рынка. Цена на газ в России гораздо ниже экспортной, а для развития отрасли требуется все больше средств: добыча газа объективно дорожает, транспортная система нуждается в капитальном ремонте и модернизации. Откуда взять дополнительные средства? Самое простое - поднять цены для потребителя. Хотя, заметим, у монополии полно собственных неиспользованных резервов.
Известный эксперт в области энергетической политики, вице-президент "Союзгаза" Валерий Сорокин говорит по этому поводу: "То, что Газпром постоянно требует значительного повышения цены на газ, свидетельствует о том, что издержки компании слишком велики, и снижать их она не собирается".
Косвенным доказательством тому можно считать первые опыты биржевой торговли. Они показали, что газ на свободном рынке (где представлена продукция негазпромовских производителей) порой дешевле, чем на регулируемом.
Так какой же должна быть цена газа в России? На "круглом столе", посвященном перспективам газовой отрасли в России, эксперты отметили, что этого пока никто не знает, поскольку газовые компании не отличаются прозрачностью, а конкурентного газового рынка в стране нет. Однако это вовсе не означает, что существующая цена на "голубое топливо" занижена. Заместитель ген. директора НИИ экономики энергетики Владимир Косов поясняет: "Чтобы правильно понять соотношение цен на внутреннем и внешнем рынках, поделите внутренний валовой продукт на душу населения - и увидите, что в реальном исчислении стоимость газа в России выше, чем на Западе".
За "круглым столом" эксперты высказывали сомнения и по расхожему мнению о неправильном соотношении цен на энергоносители, приведшем к перекосам в топливно-энергетическом балансе. На самом деле в последние 20 лет все страны сознательно сделали ставку на газовую составляющую в своих балансах. "Это объясняется высокими потребительскими свойствами газа, - полагает президент Института энергетической политики Владимир Милов. - Поэтому попытки искусственно перекроить балансы в сторону увеличения доли угля или мазута ни к чему не приведут".
Если же говорить о соотношении цен, то газ в России в принципе не должен стоить дороже других энергоносителей. Ведь стоимость товара зависит от многих факторов, в том числе от затрат на добычу сырья, его очистку, транспортировку, использование. По всем этим параметрам газ даст фору любому виду топлива.
По сути, вопрос не в том, чтобы сократить долю газа в балансе, а в том, чтобы поднять газовую промышленность на качественно новый уровень, обеспечив растущие потребности экономики в энергоресурсах. Сделать это можно за счет развития внутреннего рынка газа. По словам руководителя центра экономико-математического института Владимира Чернавского, рынок нужен не для того, чтобы повысить цены на газ, а для того, чтобы с его помощью решить те проблемы, которые без рынка решить сегодня невозможно.
Сейчас основные объемы "голубого топлива" распределяются по лимитам: каждый регион-потребитель получает свою долю по госрасценкам. Причем начиная с 2001 года просматривается четкая тенденция: лимиты сокращаются, а спрос на газ растет. Если так пойдет и дальше, к 2010 году Россия окажется в энергетическом кризисе. И это при том, что запасов у нас больше, чем в любой другой стране. Но запасы - еще не добытое сырье. А в области добычи уже сегодня складывается тревожная ситуация. По утверждению специалистов, Бованенковское и Харасавейское месторождения полуострова Ямал, который Газпром определил как стратегический добывающий регион, в запланированные сроки (к 2010 году) вряд ли будут введены в эксплуатацию. Причина - в низком уровне инвестиций, которые Газпром направляет на обустройство новых природных кладовых (они в четыре раза ниже, чем в нефтяном секторе). "Инвестиционные программы Газпрома характеризуются громадной распыленностью, - подчеркивает В. Милов. - Концерн тратит деньги на покупку нефтяных активов, диверсификацию бизнеса, отодвигая на второй план свою основную задачу - увеличение добычи газа". В частности, до конца текущего года Газпром намерен выкупить контрольный пакет акций "Сибнефти". На это концерну потребуется взять взаймы 12 миллиардов долларов. По некоторым данным, он уже ведет переговоры с рядом зарубежных банков о синдикации этого кредита. Участники будущей сделки пока уходят от комментариев, но очевидно, что на захват новых сфер бизнеса Газпром не поскупится. А вот объемы бурения готов сократить в 2006 году на 40 процентов. Почему?
На итоговой пресс-конференции по результатам годового собрания акционеров глава Газпрома Алексей Миллер заявил: "На сегодня вопросы разведки и добычи для нас не являются приоритетными. Важнее стать мировой энергетической компанией".
Пока топ-менеджеры Газпрома декларируют для публики свои амбициозные намерения, производство живет отнюдь не столь радужно. Аналитики напоминают, что к 2010 году одно за другим начнут выбывать основные месторождения Надым-Пур-Тазовского района. Заместить выбывающие мощности пока нечем. Тех месторождений-сателлитов, на которые делает ставку руководство холдинга, вряд ли хватит, чтобы обеспечить энергетическую безопасность страны и выполнить обязательства по долгосрочным экспортным контрактам.
Группа экспертов Всероссийского института макроэкономики подготовила доклад, в котором приводятся любопытные факты: оказывается, за последние три года газодобыча в Газпроме выросла на 5 процентов, в независимых газовых компаниях - на 10, а в нефтяных - на 56. В то же время средняя зарплата в Газпроме увеличилась в пять раз, а вот производительность осталась на прежнем уровне.
Эффективно заниматься производством, особенно в рамках естественной монополии, невозможно без генеральной схемы развития отрасли. Однако такой государственной программы нет до сих пор. Это дестабилизирует обстановку как в газпромовских структурах, так и среди независимых производителей. Заслуженный геолог России, лауреат Государственной премии РФ Александр Наталенко отмечает:
- Мы даже не знаем точно, каковы потребности страны в газе, когда и сколько понадобится топлива растущей экономике, в какие сроки следует вводить новые месторождения, чтобы они не простаивали, а напряженно работали. Сегодня надо, наконец, четко определиться: по какому сценарию следует развивать всю газовую отрасль России? Экспортные возможности пока в руках одного Газпрома. Независимые производители со своим товаром за рубеж не идут. А вдруг наступит время, когда Газпром не выдержит конкуренции на внешнем рынке? Тогда весь свой газ он будет продавать внутри страны и о конкурентном рынке придется надолго забыть. Чтобы этого не случилось, все спорные, дискуссионные вопросы надо решать заранее.