Участники и организаторы мероприятия, среди которых были члены Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов и представители Межрегиональной общественной организации инвалидов «Пилигрим» обсудили вопросы работы нотариальных палат с инвалидами и общественными организациями инвалидов, а так же возможность создания нотариальных контор с социальной направленностью.
Заседание круглого стола было открыто членом Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Надеждой Бельковой, презентовавшей проект создания нотариальных контор социальной направленности и представившей проект резолюции. Данная резолюция включает в себя обращение в Государственную Думу РФ и Совет Федерации РФ с предложениями о внесении дополнения в законы о юридической помощи и представлении нотариальных услуг инвалидам I и II групп; обращение к Министерству юстиции РФ и к Мэру города Москвы с требованием увеличить квоты по Москве на 300 нотариусов и создать в каждом округе столицы нотариальные конторы социальной направленности для обслуживания инвалидов всех категорий и предоставить для таких контор помещения на льготных условиях. Кроме того, поднимался и обсуждался вопрос о создании горячей линии по оказанию нотариальных услуг в Москве при Департаменте социальной защиты.
Президент Общероссийской общественной организации инвалидов «АППАРЕЛЬ» Алексей Куприянов более подробно рассказал о проблемах адвокатов и нотариусов, в работе которых, зачастую, большую роль играет человеческий фактор. Его слова подтвердила Ирина Зарубина, Президент региональной общественной организации инвалидов «Ирис». Она рассказала о существующих проблемах, дополнив их личными примерами, и внесла ценное предложение: организовать для нотариусов курсы по этике, на которых их научат правильному общению с гражданами с ограниченными возможностями.
Нотариус из Ростова-на-Дону Иван Романов проанализировал ситуацию с оказанием нотариальных услуг инвалидам в регионах. Он рассказал о том, что не смотря на то, что многие считают проблему отношений инвалидов и нотариусов незначительной, проблема эта стоит весьма остро. По словам нотариуса, в его практике не было ни дня, чтобы ему не приходилось работать с людьми с ограниченными возможностями. Более того, Ивана Романова выступил с предлождением организовать в Ростове-на-Дону пилотную нотариальную контору социальной направленности, высказав согласие предоставить своё помещение, площадью 270 кв.метров.
Эта цифра была озвучена не просто так. Дело в том, что проблема площади помещения при устройстве нотариальной конторы имеет большое значение. Собственно с ней связаны проблема того, почему невозможно размещать нотариальные конторы в службах "одного окна" и центрах социальной защиты населения: недостаток места, не позволяющий ни разместить нотариальный архив, ни обеспечить то, чтобы помещение закрывалось и было недоступно в отсутсвие нотариуса. Кроме того, существуют определённые требования к инфраструктуре нотариальной конторы, чтобы сделать её приспособленной для приёма инвалидов.
Значимым предложением, получившим отражение в резолюции, стало обозначение необходимости выработать стандарты стоимости выездных услуг (не привышающие 2 тыс. руб.) и предоставление инвалидам возможности бесплатного оформления доверенности на получение пенсии. Была отмечена и необходимость создания при нотариальных палатах России консультационных центров с применением специальных программ для всех категорий инвалидов, в том числе, с нарушениями зрения и слуха.
В числе проблем, которые предстоит преодолеть, назывались также низкий профессиональный уровень нотариусов, огромные очереди, выдержать которые сложно и здоровому человеку, хамство и грубость нотариусов при работе с инвалидами, высокие тарифы оплаты нотариальных услуг. Кроме того, обсуждалась возможность предоставления субсидий и льгот нотариусам, которые возьмутся за работу с гражданами с ограниченными возможностями. По словам Александра Лысенко, эксперта по делам инвалидности, важно, чтобы эту проблему поняли внутри самого нотариата и пошли навстречу для её решения. Собственно, начало такому взаимодействию уже было положено.