Главная Культура 23:09 05 Апреля 2019 2231
«Доходное место» между Думой и Совфедом

Теперь и театр оперетты стал домом Островского 

Сергей Бирюков
Лирическую кульминацию спектакля -- дуэт "Дождик, дождик, перестань" - по просьбе публики Дарья Январина (Полина) и Павел Иванов (Василий) повторяют на бис в конце представления. Фото автора

В Московской оперетте поставили «Доходное место» Островского – Гладкова – Кима. В столице и мире прибыло одним классным мюзиклом.

Хотя признаюсь, шел на спектакль не без сомнений. Сколько мы знаем халтурных образцов жанра, пусть и прикрывающихся классической литературной основой. И знаменитые имена авторов часто совершенно не гарантируют качества. Ну да, лет этак 30-40 назад, тот или иной композитор или, допустим, стихотворец заводили публику с пол-оборота, но сегодня…

Геннадий Гладков и Юлий Ким тоже отнюдь не из числа 30-летних законодателей театральной моды. Оба, чего уж обиняками, перешагнули 80-летний порог, и никто бы не удивился, увидев в новой постановке крепкое, профессиональное, но не слишком яркое изделие.

Не тут-то было. С первых тактов увертюры, с первого же хора-галопа клерков в конторе тебя хватает за грудки яркость мелодий, взрывная энергия ритмов. Конечно, помогло и то, что в основе – давняя, 1981 года, работа Гладкова и Кима – чудесный (только обидно короткий, чуть больше часа) фильм с Роланом Быковым, Олегом Табаковым, Татьяной Догилевой и другими звездами. Оба сочинителя тогда были в зените востребованности и славы – последней не мешало и то, что политически опального Кима в титрах шифровали под псевдонимом «Ю.Михайлов»: об этом секрете Полишинеля не знал только самый наивный и непросвещенный зритель.

Но одно дело камерный по масштабам фильм, другое – полнометражный (два с половиной часа чистого театрального времени) спектакль, для которого авторам пришлось многое досочинить. И ручаюсь вам, вы не заметите швов. Драматургия выстроена мастерски, все сцены развиваются в пружинном, неуклонно раскручивающемся темпе. Ким нисколько не утерял веселой легкости водевильного рифмоплетения во всех своих нарочито китчевых припевках вроде «я была так миЛА и ни о чем таком не думаЛА». А музыкальный ток скрепляется множеством лейтмотивов, среди которых особенно хватают слух лихой галоп «Превосходное место доходное», исполняемый обычно глумливым хором чинуш, и чудесная, лирическая, грустная и светлая тема «Дождик, дождик, перестань», впервые возникающая в дуэте главной пары героев – Полины и Василия Николаича Жадова. Конечно, велик в этом успехе и вклад режиссера Валерия Архипова, он же хореограф, уверенно выстроившего пластическую партитуру, где в драматическое действие постоянно вторгается танцевальным комментарием эффектный балет – тех же клерков, или кумушек – подружек бойкой и практичной Юлиньки (старшей сестры Поли), или нагло-веселого так называемого света, осуждающего Василия за бедность (мамаша сестричек прямо называет его мерзавцем).

Какой, например, великолепный каскад реплик и пляса – сцена случайной встречи Василия с бывшим соучеником по Московскому университету Досужевым, ныне успешным адвокатом, который предпочел честной бедности развод невежественных клиентов на отчаянные гонорары. Казалось, как превзойти этот градус – но его перешкаливает следующая сцена гульбы удачливого клерка Белогубова с цыганами, однако и это не предел. Кульминация спектакля – эпизод в бедняцком жилище Василия и Поли, которой надоела униженная жизнь, и она уходит к маменьке, поскольку «совесть и честь еще никого не прокормили». Тут сплетаются все главные музыкальные темы, а на героя наседают видения – призраки его начальников, сослуживцев, адвоката, сварливой тещи…

Все это, замечу – в роскошном (в самом лучшем смысле слова) оформлении художника Бориса Краснова – который ведь тоже далеко не первый день «в этом бизнесе», но в его карьере был большой перерыв, и вернуться в профессию он мог в совершенно иной кондиции – а вернулся на коне, в полном блеске мастерства сценической иллюзии. Более того, в его сцене у могущественного, хотя «не совсем твердого в законе» Аристарха Владимировича, в его эпизоде майской свадьбы Белогубова и Юли, как и в других фрагментах, не меньше великолепия, но куда больше вкуса, чем в некогда потрясавших Кремль и прочие пафосные сцены шоу Киркорова и Баскова.

Ну и о главном в музыкальном театре – о работе артистов и оркестра. Она превосходна – даже у Инары Гулиевой, которая, понятно, не в той вокальной форме, в какой 45 лет назад пришла в этот коллектив, но сколько актерского куража в ее роли старорежимной мамаши Фелисаты Герасимовны! Тем более увлекают актеры на пике карьеры – Александр Голубев (вальяжный и катастрофически сдувающийся под конец Аристарх Владимирович), Дмитрий Лебедев (напыщенный недоброжелатель Василия Аким Акимович Юсов), Петр Борисенко (неукротимо харизматичный Досужев). И, конечно, отличная молодежь – Алена Голубева (Юлинька), Дарья Январина (Полина), Павел Иванов (Василий)… И мотор этой крепкой исполнительской команды – супер-темпераментный дирижер Андрей Семенов, которому нипочем и такие мюзикльные, и самые хитросплетенные филармонические партитуры.

Закончить же заметку мне хочется низким поклоном в сторону все-таки главного сочинителя произведения – Александра Островского. Чей потрясающий текст и лепку характеров, по крайней мере в их основе, мюзикл не затенил, и это тоже ему громадный плюс. Да, совесть еще никого не прокормила – но и воровство не выход: все нажитое непосильным трудом может пойти прахом в единый миг. Далекий от резонерства Александр Николаевич оставляет героя и нас в самый критический момент выбора, ничего не подсказывая – и сказав все. А музыка и спектакль (идущий, кстати, в здании ровно на полпути между обеими палатами нашего парламента, так многое отражающего в нашей несовершенной жизни) ему в этом помогли. 

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6211
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5973
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

В городе на Неве тлеет скандал вокруг реконструкции Ботанического сада Санкт-Петербургского университета

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В начале реконструкции планировали восстановить исторический вид верхнего объема астрономической башни, почистить пейзажный пруд и укрепить берег. Но потом планы разрослись. Фото автора

Реконструкция идет примерно с 2018 года, сейчас она набрала ход, началась пересадка тысяч растений. Работники сада встрепенулись: зачем это делать? В саду ведутся посадки, пополняется коллекция растений, и теперь вдруг все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Культура 00:15 / 07 Мая 2025 4447
Фудкорт с конями

Петербургской архитектурной жемчужине XVIII века предстоит стать заурядным общепитом или культурным пространством? Вопрос открытый

Ирина Смирнова
Труд
Фото из открытых источников

Не менее 30 лет прозябает в центре Санкт-Петербурга Конюшенное ведомство без должного присмотра и использования. После того как находившийся с послевоенного времени гараж МВД выехал оттуда, судьба памятника (к 2001...