Главная Культура 23:09 05 Апреля 2019 2152
«Доходное место» между Думой и Совфедом

Теперь и театр оперетты стал домом Островского 

Сергей Бирюков
Лирическую кульминацию спектакля -- дуэт "Дождик, дождик, перестань" - по просьбе публики Дарья Январина (Полина) и Павел Иванов (Василий) повторяют на бис в конце представления. Фото автора

В Московской оперетте поставили «Доходное место» Островского – Гладкова – Кима. В столице и мире прибыло одним классным мюзиклом.

Хотя признаюсь, шел на спектакль не без сомнений. Сколько мы знаем халтурных образцов жанра, пусть и прикрывающихся классической литературной основой. И знаменитые имена авторов часто совершенно не гарантируют качества. Ну да, лет этак 30-40 назад, тот или иной композитор или, допустим, стихотворец заводили публику с пол-оборота, но сегодня…

Геннадий Гладков и Юлий Ким тоже отнюдь не из числа 30-летних законодателей театральной моды. Оба, чего уж обиняками, перешагнули 80-летний порог, и никто бы не удивился, увидев в новой постановке крепкое, профессиональное, но не слишком яркое изделие.

Не тут-то было. С первых тактов увертюры, с первого же хора-галопа клерков в конторе тебя хватает за грудки яркость мелодий, взрывная энергия ритмов. Конечно, помогло и то, что в основе – давняя, 1981 года, работа Гладкова и Кима – чудесный (только обидно короткий, чуть больше часа) фильм с Роланом Быковым, Олегом Табаковым, Татьяной Догилевой и другими звездами. Оба сочинителя тогда были в зените востребованности и славы – последней не мешало и то, что политически опального Кима в титрах шифровали под псевдонимом «Ю.Михайлов»: об этом секрете Полишинеля не знал только самый наивный и непросвещенный зритель.

Но одно дело камерный по масштабам фильм, другое – полнометражный (два с половиной часа чистого театрального времени) спектакль, для которого авторам пришлось многое досочинить. И ручаюсь вам, вы не заметите швов. Драматургия выстроена мастерски, все сцены развиваются в пружинном, неуклонно раскручивающемся темпе. Ким нисколько не утерял веселой легкости водевильного рифмоплетения во всех своих нарочито китчевых припевках вроде «я была так миЛА и ни о чем таком не думаЛА». А музыкальный ток скрепляется множеством лейтмотивов, среди которых особенно хватают слух лихой галоп «Превосходное место доходное», исполняемый обычно глумливым хором чинуш, и чудесная, лирическая, грустная и светлая тема «Дождик, дождик, перестань», впервые возникающая в дуэте главной пары героев – Полины и Василия Николаича Жадова. Конечно, велик в этом успехе и вклад режиссера Валерия Архипова, он же хореограф, уверенно выстроившего пластическую партитуру, где в драматическое действие постоянно вторгается танцевальным комментарием эффектный балет – тех же клерков, или кумушек – подружек бойкой и практичной Юлиньки (старшей сестры Поли), или нагло-веселого так называемого света, осуждающего Василия за бедность (мамаша сестричек прямо называет его мерзавцем).

Какой, например, великолепный каскад реплик и пляса – сцена случайной встречи Василия с бывшим соучеником по Московскому университету Досужевым, ныне успешным адвокатом, который предпочел честной бедности развод невежественных клиентов на отчаянные гонорары. Казалось, как превзойти этот градус – но его перешкаливает следующая сцена гульбы удачливого клерка Белогубова с цыганами, однако и это не предел. Кульминация спектакля – эпизод в бедняцком жилище Василия и Поли, которой надоела униженная жизнь, и она уходит к маменьке, поскольку «совесть и честь еще никого не прокормили». Тут сплетаются все главные музыкальные темы, а на героя наседают видения – призраки его начальников, сослуживцев, адвоката, сварливой тещи…

Все это, замечу – в роскошном (в самом лучшем смысле слова) оформлении художника Бориса Краснова – который ведь тоже далеко не первый день «в этом бизнесе», но в его карьере был большой перерыв, и вернуться в профессию он мог в совершенно иной кондиции – а вернулся на коне, в полном блеске мастерства сценической иллюзии. Более того, в его сцене у могущественного, хотя «не совсем твердого в законе» Аристарха Владимировича, в его эпизоде майской свадьбы Белогубова и Юли, как и в других фрагментах, не меньше великолепия, но куда больше вкуса, чем в некогда потрясавших Кремль и прочие пафосные сцены шоу Киркорова и Баскова.

Ну и о главном в музыкальном театре – о работе артистов и оркестра. Она превосходна – даже у Инары Гулиевой, которая, понятно, не в той вокальной форме, в какой 45 лет назад пришла в этот коллектив, но сколько актерского куража в ее роли старорежимной мамаши Фелисаты Герасимовны! Тем более увлекают актеры на пике карьеры – Александр Голубев (вальяжный и катастрофически сдувающийся под конец Аристарх Владимирович), Дмитрий Лебедев (напыщенный недоброжелатель Василия Аким Акимович Юсов), Петр Борисенко (неукротимо харизматичный Досужев). И, конечно, отличная молодежь – Алена Голубева (Юлинька), Дарья Январина (Полина), Павел Иванов (Василий)… И мотор этой крепкой исполнительской команды – супер-темпераментный дирижер Андрей Семенов, которому нипочем и такие мюзикльные, и самые хитросплетенные филармонические партитуры.

Закончить же заметку мне хочется низким поклоном в сторону все-таки главного сочинителя произведения – Александра Островского. Чей потрясающий текст и лепку характеров, по крайней мере в их основе, мюзикл не затенил, и это тоже ему громадный плюс. Да, совесть еще никого не прокормила – но и воровство не выход: все нажитое непосильным трудом может пойти прахом в единый миг. Далекий от резонерства Александр Николаевич оставляет героя и нас в самый критический момент выбора, ничего не подсказывая – и сказав все. А музыка и спектакль (идущий, кстати, в здании ровно на полпути между обеими палатами нашего парламента, так многое отражающего в нашей несовершенной жизни) ему в этом помогли. 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9460
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7158
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?