Теперь и театр оперетты стал домом Островского
В Московской оперетте поставили «Доходное место» Островского – Гладкова – Кима. В столице и мире прибыло одним классным мюзиклом.
Хотя признаюсь, шел на спектакль не без сомнений. Сколько мы знаем халтурных образцов жанра, пусть и прикрывающихся классической литературной основой. И знаменитые имена авторов часто совершенно не гарантируют качества. Ну да, лет этак 30-40 назад, тот или иной композитор или, допустим, стихотворец заводили публику с пол-оборота, но сегодня…
Геннадий Гладков и Юлий Ким тоже отнюдь не из числа 30-летних законодателей театральной моды. Оба, чего уж обиняками, перешагнули 80-летний порог, и никто бы не удивился, увидев в новой постановке крепкое, профессиональное, но не слишком яркое изделие.
Не тут-то было. С первых тактов увертюры, с первого же хора-галопа клерков в конторе тебя хватает за грудки яркость мелодий, взрывная энергия ритмов. Конечно, помогло и то, что в основе – давняя, 1981 года, работа Гладкова и Кима – чудесный (только обидно короткий, чуть больше часа) фильм с Роланом Быковым, Олегом Табаковым, Татьяной Догилевой и другими звездами. Оба сочинителя тогда были в зените востребованности и славы – последней не мешало и то, что политически опального Кима в титрах шифровали под псевдонимом «Ю.Михайлов»: об этом секрете Полишинеля не знал только самый наивный и непросвещенный зритель.
Но одно дело камерный по масштабам фильм, другое – полнометражный (два с половиной часа чистого театрального времени) спектакль, для которого авторам пришлось многое досочинить. И ручаюсь вам, вы не заметите швов. Драматургия выстроена мастерски, все сцены развиваются в пружинном, неуклонно раскручивающемся темпе. Ким нисколько не утерял веселой легкости водевильного рифмоплетения во всех своих нарочито китчевых припевках вроде «я была так миЛА и ни о чем таком не думаЛА». А музыкальный ток скрепляется множеством лейтмотивов, среди которых особенно хватают слух лихой галоп «Превосходное место доходное», исполняемый обычно глумливым хором чинуш, и чудесная, лирическая, грустная и светлая тема «Дождик, дождик, перестань», впервые возникающая в дуэте главной пары героев – Полины и Василия Николаича Жадова. Конечно, велик в этом успехе и вклад режиссера Валерия Архипова, он же хореограф, уверенно выстроившего пластическую партитуру, где в драматическое действие постоянно вторгается танцевальным комментарием эффектный балет – тех же клерков, или кумушек – подружек бойкой и практичной Юлиньки (старшей сестры Поли), или нагло-веселого так называемого света, осуждающего Василия за бедность (мамаша сестричек прямо называет его мерзавцем).
Какой, например, великолепный каскад реплик и пляса – сцена случайной встречи Василия с бывшим соучеником по Московскому университету Досужевым, ныне успешным адвокатом, который предпочел честной бедности развод невежественных клиентов на отчаянные гонорары. Казалось, как превзойти этот градус – но его перешкаливает следующая сцена гульбы удачливого клерка Белогубова с цыганами, однако и это не предел. Кульминация спектакля – эпизод в бедняцком жилище Василия и Поли, которой надоела униженная жизнь, и она уходит к маменьке, поскольку «совесть и честь еще никого не прокормили». Тут сплетаются все главные музыкальные темы, а на героя наседают видения – призраки его начальников, сослуживцев, адвоката, сварливой тещи…
Все это, замечу – в роскошном (в самом лучшем смысле слова) оформлении художника Бориса Краснова – который ведь тоже далеко не первый день «в этом бизнесе», но в его карьере был большой перерыв, и вернуться в профессию он мог в совершенно иной кондиции – а вернулся на коне, в полном блеске мастерства сценической иллюзии. Более того, в его сцене у могущественного, хотя «не совсем твердого в законе» Аристарха Владимировича, в его эпизоде майской свадьбы Белогубова и Юли, как и в других фрагментах, не меньше великолепия, но куда больше вкуса, чем в некогда потрясавших Кремль и прочие пафосные сцены шоу Киркорова и Баскова.
Ну и о главном в музыкальном театре – о работе артистов и оркестра. Она превосходна – даже у Инары Гулиевой, которая, понятно, не в той вокальной форме, в какой 45 лет назад пришла в этот коллектив, но сколько актерского куража в ее роли старорежимной мамаши Фелисаты Герасимовны! Тем более увлекают актеры на пике карьеры – Александр Голубев (вальяжный и катастрофически сдувающийся под конец Аристарх Владимирович), Дмитрий Лебедев (напыщенный недоброжелатель Василия Аким Акимович Юсов), Петр Борисенко (неукротимо харизматичный Досужев). И, конечно, отличная молодежь – Алена Голубева (Юлинька), Дарья Январина (Полина), Павел Иванов (Василий)… И мотор этой крепкой исполнительской команды – супер-темпераментный дирижер Андрей Семенов, которому нипочем и такие мюзикльные, и самые хитросплетенные филармонические партитуры.
Закончить же заметку мне хочется низким поклоном в сторону все-таки главного сочинителя произведения – Александра Островского. Чей потрясающий текст и лепку характеров, по крайней мере в их основе, мюзикл не затенил, и это тоже ему громадный плюс. Да, совесть еще никого не прокормила – но и воровство не выход: все нажитое непосильным трудом может пойти прахом в единый миг. Далекий от резонерства Александр Николаевич оставляет героя и нас в самый критический момент выбора, ничего не подсказывая – и сказав все. А музыка и спектакль (идущий, кстати, в здании ровно на полпути между обеими палатами нашего парламента, так многое отражающего в нашей несовершенной жизни) ему в этом помогли.