Финансовые итоги таких телетрансляций для клубов РПЛ за осень 2018-го еще не опубликованы. А их хотелось бы увидеть, пока надежда на улучшение дел с российским футболом не сгинула.
Ах, лето, ах, ЧМ-2018 в России, заставивший нас хоть ненадолго поверить в футбольные чудеса! Вслед за ярким мундиалем прогнозировались всплеск интереса к матчам Российской премьер-лиги и рост их посещаемости. Рост и вправду на первых порах случился. И сезон-2018/2019 стартовал вместе с запуском вещателем «Матч ТВ» нового платного канала «Матч Премьер», который теперь транслирует все игры чемпионата России. На федеральном же канале «Матч!» с той поры показывают только один-два матча тура, как правило, не самых топовых. Но заплати 219 рублей в месяц — и можешь лицезреть российский футбол в полном объеме.
Предыдущая похожая практика, когда с 2012 по 2015 год множество матчей можно было смотреть только за плату на канале «Наш футбол», завершилась пожеланием президента Владимира Путина создать общедоступный спортивный канал. Так появился «Матч!», по которому бесплатно транслировалось большинство отечественных игр. На тот момент для платного футбольного канала время еще не пришло, поскольку интерес к футболу в России год от года уменьшался по причине невыразительного отечественного чемпионата и неудач национальной сборной.
А что сегодня? Прорывов не наблюдается. В нашем футбольном хозяйстве о купле-продаже легионеров болельщики и специалисты говорят куда больше, чем о самой игре. По обороту от продажи билетов российский футбол среди аутсайдеров, на 14-м месте в Европе, где билетная выручка — один из основных источников поступлений в клубную казну.
Впрочем, европейские клубы больше всего зарабатывают именно на телетрансляциях. Доходы же российских ФК от продажи прав на показы матчей составляли всего 4% от всех поступлений, самый низкий показатель среди ведущих чемпионатов 20 европейских стран. Если общий доход Английской премьер-лиги в 2017-м от продажи телевизионных прав составил 2,271 млрд евро (113,6 млн получил каждый клуб), то РПЛ заработала лишь 29 млн (1,8 млн евро в среднем на клуб). В Англии болельщикам приходится платить больше 40 фунтов в месяц, чтобы смотреть по телевизору матчи чемпионата страны, в Италии, Испании, Франции — по 10-20 евро.
В принципе за счет заплатившего за трансляцию болельщика в выигрыше должны оставаться и сами клубы, увеличивающие доходы, и спонсоры, знающие, где и как работает их реклама, и вещатель, получивший возможности для качественных трансляций. И сам зритель, который смотрит трансляции более высокого уровня — с подробными комментариями экспертов, с дополненной всевозможными спецэффектами картинкой.
Нечто подобное (не без шероховатостей) мы сегодня наблюдаем на платном канале «Матч Премьер». По идее, организаторы ждут постоянного прироста числа оплачивающих просмотры, а клубы рассчитывают на повышение выплат от трансляций. Но это в теории. С практикой сложнее.
Игру «Зенита» со «Спартаком» прошлой весной, по данным Mediascope, посмотрели по ТВ 3,5 млн человек, а встречу тех же команд осенью — уже 5,9 млн. Прогресс налицо? Не стоит спешить с выводами. Пока после возобновления весеннего отрезка чемпионата мы наблюдаем падение посещаемости игр по сравнению с прошлой урожайной на болельщиков осенью. Трудно списать это на холодную погоду, когда «Зенит» и «Краснодар» вылетают из 1/8 Лиги Европы, сборная показывает неубедительную игру в отборочном матче чемпионата Европы с Бельгией, во внутреннем первенстве хватает серых матчей. На этом фоне только и разговоров, что об астрономических для нас, телевизионных плательщиков, зарплат футболистов.