Главная Культура 00:17 05 Марта 2021 9101
«Искусство способно преобразить жизнь и в российской провинции»

Разговор с главным редактором журнала Russian Art Focus Джо Викери

Сергей Бирюков
Джо Викери на одной из выставок Sotheby’s в Москве у эскиза Валентина Серова «После Куликовской битвы». Фото Сергея Бирюкова

Интригующая новость: у выходящего уже третий год международного журнала о русском искусстве Russian Art Focus появился новый главный редактор. Да какой — Джо Викери всемирно известна как многолетняя сотрудница русского отдела аукционного дома Sotheby’s, а в последние годы и его глава. Представить себе большего энтузиаста нашей живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства трудно. Звоню в Лондон с поздравлениями — ну и, конечно, чтобы узнать, какая же сверхзадача подвигла на уход с важного поста в одной из мировых цитаделей арт-рынка.

Собственно, чем занимается издание, куда ушла Викери, ясно по уже вышедшим двум дюжинам номеров: это в первую очередь современное отечественное искусство, его главные персоны, рынок, коллекционеры... Кстати, вопреки устоявшемуся в журналистской среде мнению, среди собирателей русского — далеко не только русские.

— Не забывайте, что и Екатерина Великая, основавшая крупнейшее в России собрание искусства — Эрмитаж, по происхождению была немецкой принцессой, — улыбается на другом конце провода Джо. И рассказывает о наиболее ярких теперешних западных энтузиастах.

Кто-то из них попал в нашу арт-среду, оказавшись в России по учебе и работе, как француженка Пакита Эскофе-Миро, стажировавшаяся в Московском университете, служившая во французском посольстве, дружившая с рок-музыкантами и художниками — Сергеем Бугаевым «Африкой», Борисом Гребенщиковым, Георгием Острецовым, «митьками»... Кто-то пришел к русской теме через дилерство, как англичанин Джеймс Баттервик.

Трудно переоценить значение подобных собраний. Один пример: выставка «Красный горизонт» из 300 работ русских художников, устроенная в столице американского штата Огайо Колумбусе осенью 2017 года к столетию Октябрьской революции на основе коллекции местного, впрочем известного на весь мир собирателя Нила К.Ректора, произвела впечатление разорвавшейся бомбы.

«Горизонт» Эрика Булатова — одна из картин, открывших американцам глаза на русское искусство и саму Россию ХХ века. Фото: arzamas.academy

Самую же крупную, универсальную по охвату коллекцию из многих тысяч работ удалось собрать американцу Нортону Доджу — после его смерти она стала достоянием и гордостью Ратгерского университета (Нью-Джерси), одного из старейших вузов Америки. Но сейчас такие большие коллекции уже не появляются. Джо объясняет спад мировым финансовым кризисом 2008 года и обострением отношений России с Западом после крымских событий 2014 года. Однако, надеется она, это не упадок, а лишь дно, оттолкнувшись от которого, русское искусство начнет подъем к новым вершинам. Например, 2019 год для русского рынка оказался — на аукционах, в галереях — результативнее 2018-го на 17 процентов.

Другое дело, что сам этот рынок внутренне крайне «перекошен». Есть три-четыре раскрученных имени — прежде всего Илья Кабаков, а также, с большим отставанием, Эрик Булатов, дуэт Александра Комара и Виталия Меламида... Но множество достойнейших художников в мире вовсе неизвестны — например, Владимир Вейсберг, Лидия Мастеркова, Иван Чуйков, Олег Васильев, Борис Орлов... И в целом современное русское искусство, считает Джо, сильно недооценено. Как, кстати, и древнерусская икона — вот парадокс, ведь это то, с чего начался на Западе интерес к художественным традициям нашей страны. Викери уверена, что несправедливая конъюнктура будет вскоре, в том числе при содействии ее журнала, исправлена.

Интригующая и острая тема — подделки, само появление которых, с одной стороны, имеет криминальный оттенок, с другой — говорит о востребованности подделываемого. Нетрудно догадаться, кого фальсифицируют в первую очередь. Например, Эмилия Кабакова, соавтор и бизнес-партнер своего мужа Ильи Кабакова, рассказывала, что однажды увидела вещь якобы авторства супруга, однако ничего подобного он не писал. Тому, кто представил работу, она посоветовала выбросить ее на помойку. Но человек поступил по-другому — отнес предмет туда, где взял. Там отреагировали весело и нагло: если хотите, выкидывайте — мы еще напишем... К сожалению, замечает Джо, международное законодательство пока не обладает достаточными инструментами, чтобы во всех подобных случаях можно было отделить именно фальсификацию, т.е. род мошенничества, от, допустим, случайной ошибки дистрибуции.

Одна из привлекательных черт издания: касаясь российских событий, оно выходит за рамки московско-петербургской среды и добирается до региональных инициатив. Например, мне, трудовцу, было приятно прочесть о краснодарском проекте «Типография», соединяющем в себе арт-центр, авангардный театр и прочие подразделения, а в группе инициаторов увидеть имя Елены Ищенко — известной арт-журналистки, 5 лет проработавшей обозревателем газеты «Труд». Не обошел Russian Art Focus вниманием и другой кураторский проект Елены — международную резиденцию художников «Однушка», благодаря которой украсилась современными арт-объектами подмосковная новостройка Ново-Молоково (кстати, это девелоперская инициатива известного строителя и мецената Дмитрия Аксенова, одного из учредителей, наряду с не менее известной собирательницей искусства Инной Баженовой, и самого журнала Russian Art Focus).

Подобные «прорастания» современного искусства в городскую ткань провинции, а порой даже сел (фестивали «Арт-овраг» в Выксе Нижегородской области, «Архстояние» в Никола-Ленивце Калужской области) способны преобразить их жизнь, придать ей новый культурный, а в конечном счете экономический импульс. Явление это в мире хорошо известно — именно так, напоминает Джо Викери, филиал Музея современного искусства Соломона Гуггенхейма стал центром, сделавшим скромный в прошлом североиспанский город Бильбао одной из притягательных точек на карте европейского туризма.

Кстати, у самой Джо одним из первых впечатлений от нашей страны стал далекий Красноярск, где она, студентка-русистка Даремского (Северо-Восточная Англия) университета, проходила в начале 1990-х стажировку. От той полугодовой поездки остались самые теплые воспоминания, хотя она и пришлась на зиму. Джо вообще любит языки, отлично говорит на французском, немецком, итальянском, испанском (что, согласитесь, особенно важно, когда у тебя муж-испанец). Но русский ей всегда казался в особой степени привлекательным: такие необычные буквы и такая музыкальная речь! А вместе с языком пришел интерес к русской культуре.

Джо мечтает вернуться в Сибирь, которую она полюбила еще в далеком 1992 году. Фото из личного архива

Викери мечтает снова побывать в городе на Енисее, где действует одна из самых ярких художественных школ России, а рядом ведь еще и самобытнейшая в культурном отношении Якутия... 20-летняя работа в Sotheby’s — интенсивная, давшая громадный опыт — к сожалению, не позволяла отклоняться от колеи, заданной проектами компании. Сейчас у Джо появилось больше возможностей заняться интересными именно ей темами в искусстве России, других постсоветских стран. Например, очень хочется вернуться в Узбекистан, где когда-то был случай кратко познакомиться с художественной жизнью Ташкента, но ведь в республике есть и другие города с мощным «культурным слоем» — Самарканд, Бухара, Хива... Есть музей русского и узбекского авангарда в столице Республики Каракалпакстан Нукусе, о котором много слышано, но надо увидеть это своими глазами.

И все же — как забыть, что на протяжении 20 лет Джо была одной из топ-персон мирового аукционного движения. Пользуюсь случаем, чтобы узнать мнение искушенного эксперта о состоянии этого дела в России.

— Ваш рынок более нацелен на внутренний оборот, — отвечает Викери. — В будущем он мог бы сравняться, допустим, с парижским, но для этого многое должно измениться в законодательстве, в самих бизнес-привычках продавцов и покупателей.

А как насчет этического момента — к примеру, выставления на торги наград и военного билета знаменитого актера-фронтовика Михаила Пуговкина одним из наших известных аукционных домов? Было бы такое возможно в Sotheby’s?

— Не зная всех обстоятельств, я не взяла бы на себя ответственность судить о такой продаже. Мне встречались разные семьи — и те, что ни за какую цену не хотели расставаться с наследством, и те, где продажа была продиктована насущной необходимостью. В принципе то, что ты расстаешься с медалью дедушки, не отменяет достижений, за которые он ее получил. Сама я, бывало, отговаривала людей от продажи, если видела, что сентиментальное значение вещи превышает ее экономический потенциал. Убеждала: держите это у себя, оно дорого прежде всего вам самим, а вырученная тысяча долларов испарится мгновенно... Но бывает, наследие стоит миллионы — и тогда я не вправе советовать отказаться от очень серьезной экономической сделки.

Сколько таких случаев самого разного рода было в практике Джо! Когда-нибудь она, возможно, напишет о них — потянет на хорошую книжку. Ну как забыть, например, историю, которой она однажды поделилась со мной — как на юге Франции в старом разваленном деревенском доме нашла целую коллекцию картин Юрия Анненкова, почти полвека лежавшую в коробках, а в спальне, куда капал дождь, висел портрет Анны Ахматовой 1921 года... Джо обещает и впредь делиться с «Трудом» подобными открытиями.

Сейчас же ее волнует ближайший проект журнала — премия Russian Art Prize авторам, пишущим о русском искусстве по-английски. Журналистам стоит присмотреться...

Пройдемся по городу на Неве со сборником стихов Николая Заболоцкого

Ирина Смирнова, Санкт-Петербург
Труд
В 1929 г. Николай Заболоцкий снял комнату в Ленинграде на Большой Пушкарской улице, 36, в квартире № 9. Фото: Russian Archives, globallookpress.com

Классика русской поэзии Николая Заболоцкого (1903-1958), выдающегося переводчика не видно и не слышно в сегодняшнем Петербурге. Ни в топонимике, ни в городской скульптуре, ни в каких других популярных...

Сыгравший главную роль в фильме «Почтарь» актер, можно сказать, его спас

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
За Петровым интересно наблюдать каждую минуту его экранного существования, о его герое интересно размышлять. Кадр с сайта

С фестивального экрана - и сразу в широкий прокат. Такой стремительный путь проделал фильм Андрея Разенкова «Почтарь», который участвовал в программе только что завершившегося Московского международного кинофестиваля. Нынче этот...

Вахтанговский театр показал на фестивале «Черешневый лес» коллективное сочинение «Солнце Ландау»

Любовь Лебедина
Труд
Байопик в стилистике клипов читается в виде последних известий из жизни гениального физика. Фото: tvoyplanetary/globallookpress.com

В нынешнем году мир отмечает 100-летие квантовой механики. У истоков которой стоял в том числе и Лев Ландау, выдающийся советский физик. Ну и при чем тут сцена? Не скажите! Вахтанговский театр решил показать...

Более 250 фильмов из 50 стран покажут на Московском международном кинофестивале, который стартует на днях

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Семейное счастье» с сайта kinopoisk.ru

ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. На протяжении десятилетий фестиваль был для наших зрителей настоящим «окном в мир». Здесь представляли свои ленты Федерико Феллини, Марсель Карне, Анджей...

О нобелевском лауреате мы попросили рассказать поэта и публициста Юрия Кублановского, хорошо знавшего Иосифа Александровича

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
У Бродского не было четкого «общественно-политического лица» - скорее мировоззренческое. Фото: Photoagency Interpress, globallookpress.com

В эти дни могло бы исполниться 85 лет Иосифу Бродскому, великому поэту, лауреату Нобелевской премии. Он мог бы еще жить, писать стихи. Но Бродского не стало в 55 лет — больное сердце не выдержало...

Телеканал «Россия» завершил показ сериала «Адмирал Кузнецов»

Сергей Беднов
Труд
Кадр с сайта kinopoisk.ru

На подходе еще дюжина проектов о Великой Отечественной. Хотя и так ежегодно появляется немалое количество фильмов о войне. Только чем их больше, тем чаще гложет сомнение: а все ли продюсеры, начиная работу,...

Какие современные фильмы о войне западают в душу

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Кадр из фильма «Брестская крепость» с сайта

В советское время были созданы сотни картин о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. Среди них такие шедевры, как «Баллада о солдате», «Летят журавли», «А зори здесь тихие»,...

В отличие от персонажа Веры Алентовой из фильма «Москва слезам не верит» у теперешних героинь есть один надежный путь «наверх»

Сергей Беднов
Труд
Катерине Тихомировой приходилось очень несладко

На носу Первомай. Раньше он назывался День международной солидарности трудящихся. В конце 80-х она приказала долго жить, а определение «трудящийся» стало ассоциироваться с нехорошим словом «нищеброд»....

Актер раскрыл «Труду» секрет своей отличной физической формы, а также кое в чем признался насчет работы

Элиза Светлова
Труд
Дмитрий уверяет: он пожилой человек, на ладан дышит. Что-то незаметно. Фото: Анатолий Ломохов, globallookpress.com

Сериал «Санкционер» снимают для телеканала СТС. Кино об олигархе, который попал под санкции, обеднел и вернулся в родной провинциальный городок. В главной роли — Дмитрий Нагиев. Запланировано 17 серий...

Культура 00:06 / 18 Апреля 2025 6012
В десятку!

Топ-10 фильмов, которые нельзя пропустить на ММКФ

Леонид ПАВЛЮЧИК, кинообозреватель "Труда"
Труд
Кадр из к/ф «Семейное счастье». Фото: kinopoisk.ru

Военной драмой «В списках не значился» по роману писателя-фронтовика Бориса Васильева 17 апреля открылся Московский международный кинофестиваль. Он продлится до 24 апреля. В программе киносмотра...

Московский музей Рахманинова на грани ликвидации

Елена Широян, искусствовед
Труд
Дому 6/2 на Большой Ордынке московские власти нашли другое применение. А Рахманинова попросили на выход с вещами… Фото из открытых источников

«Подыщем классику новый дом, попроще. И вообще, не слишком ли много в Москве музеев? А тут еще частные плодятся. И занимают здания в центре столицы!» Не так ли рассуждают в столичной...

Вряд ли данные строки знакомы Бену Аффлеку, признавшемуся, что он ненавидел костюм Бэтмена

Труд
Фото: DC Entertainment/Zumapress.com, globallookpress.com

Любому зрителю, рожденному в СССР, конечно, памятны эти слова песни из новогодней комедии «Чародеи». Если кто забыл, продолжаются они так: «непринужденно, легко и вальяжно». Вряд ли данные строки знакомы...

Культура 20:01 / 26 Апреля 2025 5742
Не прекрасные няни

Анна Хилькевич уверена: далеко не все няни так прекрасны, как в известном сериале

Труд
По словам Анны, она уже прогнала с полсотни кандидаток. Фото: Наталья Шатохина/news.ru, globallookpress.com

Наверное, в каждой второй мелодраме, идущей на «России» или «Домашнем», милая девушка из провинции устраивается няней к детям богатого холостяка. И, конечно, оказывается сущим ангелом. Но далеко...

Об этом читателям «Труда» рассказала оперная дива Василиса Бержанская

Ульяна Калашникова, Санкт-Петербург
Труд
Василиса Бержанская в опере «Анна Болейн», Немецкая опера (Берлин). Фото: Imago/Martin Müller, globallookpress.com

Творческий график оперной певицы Василисы Бержанской расписан на годы вперед, а ее рабочая неделя может проходить сразу в нескольких странах. Сегодня выступление в Венской опере, завтра — в Ла Скала,...

Как маэстро Канторов несет классику в массы

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Фото: Heiner Heine/imagebroker.com, globallookpress.com

Концерты классической музыки в многотысячных залах и в дачных садоводствах, выступления в студенческих клубах и Домах творчества, международные фестивали, собирающие аншлаги в России и за рубежом... И все...

Частный Музей бомжей открылся в Северной столице

Людмила Безрукова, Санкт-Петербург
Труд
Самих бездомных в музей, если что, пустят. Но ненадолго. И не бесплатно. Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

У петербургских бездомных появился свой музей. «В этом пространстве можно найти все, что горожане должны знать об истории российского бродяжничества с древних времен и до конца ХХ века», —...