Вот ведь как бывает: пациент еще полуживой, а его уже оплакивают. Есть и такие, кто злословит: дескать, туда ему и дорога! Пациент — это футбольный клуб «Тамбов», выступающий в премьер-лиге. Команда вроде бы сейчас тренируется на сборах в Крыму и играет товарищеские матчи, но знающие люди предрекают: посередине нынешнего турнира РПЛ из него вылетит «Тамбов», а потом и еще два-три клуба. И будет у нас нормальный чемпионат из 12 команд в высшем российском дивизионе. Хотя еще недавно многие ратовали за расширение высшего дивизиона до 18 или даже 20 участников, как это принято в приличных футбольных странах.
Член комитета по этике Российского футбольного союза Андрей Созин признает, что печальная история может случиться с несколькими клубами РПЛ до конца нынешнего сезона. И что в лучшем случае «Тамбов» доиграет его молодежным составом. Как это выглядит в натуре, мы помним из прошлогоднего матча в Сочи, когда против хозяев за ростовчан вышли играть юноши и были разгромлены с неприличным двузначным счетом. Неужто и «Тамбов» обречен терпеть подобные муки аж 11 матчей?
Давайте вслушаемся в заявление представителя РФС.
— Если, не дай бог, в некоторых регионах губернаторы откажутся от клубов, а предпосылки к этому есть, то еще две команды могут не заявиться на следующий сезон РПЛ из-за финансирования или играть очень плохим составом... Это должны услышать люди, которые говорят про необходимость расширить РПЛ до 18 или 20 команд. У нас просто физически таких команд нет, как и игроков такого уровня. Сегодня у нас даже меньше, чем 12 команд, соответствуют уровню РПЛ. Пусть обвинят, что я не патриот, напоминают, как велика Россия. Но для сегодняшней РПЛ и 16 команд — много!
Если же говорить про ФК «Тамбов», то это вообще уникальное явление, даже для футбола с российской спецификой. Клуб был основан в 2013 году во многом благодаря энтузиазму бизнесмена и экс-боксера Павла Худякова. До того местные команды даже во вторых дивизионах чемпионатов СССР и РФ не играли. То есть Тамбов — абсолютно не футбольный город. Здесь, правда, любят вспоминать о том, что знаменитый Всеволод Бобров родился на Тамбовщине, после чего его трехлетним перевезли в Ленинградскую область. Из известных футболистов нынешнего поколения тамбовские корни лишь у Юрия Жиркова. Но достаточно ли всего этого, чтобы претендовать на место в высшем дивизионе отечественного футбола? Едва ли.
О серьезных проблемах в тамбовском футболе известно давно. Зарплату игрокам не платили с осени. Спортивный директор клуба Павел Худяков ждал разговора губернатора области с главой РПЛ Сергеем Прядкиным. После предыдущих диалогов клубу выдавалась лицензия, дающая право выступать в РПЛ, хотя у команды нет своей арены. В ее отсутствие «Тамбов» проводит домашние матчи в Саранске, где зачем-то построили стадион к чемпионату мира — 2018, или в Нижнем Новгороде. А сами футболисты по большей части обитают на базе клуба. То есть по ходу сезона игроки полжизни проводят в дороге — в автобусах. Это отнимает время у тренировок, восстановления, общения с семьями.
По словам Худякова, при бюджете в 600 млн рублей в минувшем сезоне клуб за продажу своих футболистов выручил 1 млн долларов (70 млн рублей). Есть небольшая спонсорская помощь от букмекерских контор и продажи ТВ-прав. Остальное на содержание команды берется от тамбовского бюджета. Зато перед сезоном-2019/2020 ФК «Тамбов» совершил ребрендинг. Вместо герба Тамбовской области появились Тамбовский волк и мяч. Надпись «ФК «Тамбов» стала крупнее, а цвета — темнее. Процедура, кстати, недешевая.
Для сравнения: по оценкам СМИ, за косолапого медведя на эмблеме РПЛ заплатил дизайнерской студии Лебедева 4-6 млн рублей...
Можно, конечно, спросить у жителей Тамбова и области: хотят ли они, чтобы деньги, предназначенные на развитие местной инфраструктуры и социальную помощь, тратились на футбольную команду? Причем состоящую в основном из пришлых, легионеров (предпочтение почему-то дается африканским игрокам). Худяков сам признал: в Тамбове детский, юношеский и массовый футбол отстает в развитии, то есть фундамента у клуба нет. Да и со стенами...
Когда определялись города для проведения матчей чемпионата мира 2018 года, почему-то выбор пал на Екатеринбург, Саранск, Нижний Новгород — города крупные, но не имевшие серьезных футбольных традиций. При этом почему-то были проигнорированы Краснодар и Ставрополь, где за десятки лет подготовлено немало прекрасных мастеров, да и климат куда более подходящий.
Кстати, история отечественного футбола показывает: много хороших игроков вырастают именно там, где мальчишки с малых лет вживую наблюдают, как тренируются футболисты. А сегодня получается, что российские клубы с декабря по март «популяризируют» футбол в Турции, Эмиратах, Испании, но не в своей стране. Современные и дорогущие стадионы в трех вышеназванных городах в лучшем случае собирают на трибунах по 5 тысяч болельщиков или вообще пустуют. Чтобы спрогнозировать такую ситуацию еще в 2013 году, когда ЧМ только затевался, необязательно надо было быть пророком или нобелевским лауреатом.
Похоже, сегодня не только «Тамбову» приходится пожинать плоды ошибок, но и всему российскому футболу, норовящему скукожиться до неприличных размеров.