Главная Культура 00:12 05 Февраля 2014 1915
Музыка, пробившая блокаду

Возрожденные «Ленинградцы» - это ответ на все наши сегодняшние споры

Сергей Бирюков

Концерт, состоявшийся в минувшую пятницу в Колонном зале Дома Союзов, по смыслу сравним с выступлением писателя Даниила Гранина в бундестаге. А возможно, это даже более прямое свидетельство подвига и трагедии Ленинграда в Великую Отечественную войну, поскольку исполнялась музыка, сочиненная композиторами города именно в дни блокады. Исполнялась, заметим, по большей части впервые. «Труд» писал об этом — но еще до концерта. Сегодня, когда событие состоялось, его подлинный масштаб представился еще более значительным.

Признаюсь, была мысль: ну да, блокада, страдания... Но ни одного великого композиторского имени, если не считать Шостаковича с его песней «Клятва наркому». Мясковский — уважаемый мастер, но все же не гений шостаковичевского ранга, к тому же не ленинградец. Ленинградского в его кантате «Киров с нами» — только стихи поэта-блокадника Николая Тихонова...

Но вот вам еще одно доказательство: люди, попавшие в экстремальные условия, способны на невероятное. Почти вся программа оказалась мощной! И уж точно исполнить ее было необходимо — хотя бы учитывая обстоятельства, в которых блокадная музыка создавалась. То, что 90% ее за 70 лет ни разу не было затребовано из нотных архивов — тяжелый укор послевоенным поколениям.

А центральные сочинения вечера просто потрясли. Например, страницы оперы Валериана Богданова-Березовского «Ленинградцы», особенно сцена матери с умирающей дочкой в бомбоубежище. Это прекрасная, жестко-современная для середины ХХ века музыка уж точно не слабее военных партитур, скажем, француза Онеггера. Только их знает весь мир, а эту, к стыду нашему, мы открываем лишь сегодня. Рядом — чудесная лирическая песня Бориса Гольца «Светит в небе звездочка высоко», из которой слышно, что это, вероятно, был композитор с мелодической силой не меньшей, чем у Валерия Гаврилина — но он умер от голода в 29 лет в марте 1942-го. За песней — традиционная православная хоровая молитва «Святый Боже», которую, можно подумать, составители программы вставили ради крас-ки в порядке монтажа — и только спустя несколько секунд понимаешь: это тоже блокадная музыка, один из 10 духовных хоров, написанных одним из лидеров Союза советских композиторов Борисом Асафьевым в декабре 1941-го — январе 1942-го.

Очень правильно, что программу теперь повезут по столицам федеральных округов, а завершится ее российский тур в городе, которому она обязана своим рождением, — Санкт-Петербурге. Мне кажется, имело бы смысл показать ее и в Берлине, и в Париже, и в Нью-Йорке. Если уж мы до сих пор не знаем всех страниц блокады, то подавно их не знают там. И снять бы видео — далеко не только столицы имеют право прикоснуться к подвигу отечественных музыкантов.

Программа прошла под управлением известного дирижера Василия Синайского. «Труд» не упустил возможности узнать, какие чувства она пробудила у этого воспитанника петербуржской дирижерской школы. А заодно узнать и о других творческих делах музыканта, ведь это, по сути, первое серьезное интервью Василия Серафимовича в России после его ухода 3 декабря 2013 года из Большого театра.

— Нынешняя программа пробудила в вас чувства петербуржца?

— Я именно из-за нее и согласился приехать в Москву. Достаточно сказать, что Василием меня назвали в честь дяди, брата отца. Он был талантливым живописцем, учился в Академии художеств, подавал большие надежды, но умер в блокаду совсем молодым человеком. У меня дома в Петербурге хранятся его акварельные пейзажи.

— Что-то из сочинений нынешней программы было вам ранее знакомо?

— Дайте вспомнить... Пожалуй, ни одного произведения. Это же все найдено недавно. Евгений Кириллович Волков — очень серьезный музыкант, руководитель хора имени Свешникова — и другие участники проекта приложили огромные усилия, буквально откопав эти партитуры. Там почти все — мировые премьеры. Поразило, что многие из этих авторов пишут про Победу. Зимой 1941- 42-х годов, получая паек 125 граммов хлеба! И это не шапкозакидательство, а глубокая вера в то, что Родина не покорится. А какая музыка! Вот «Клятва наркому» — казалось бы, чисто популяризаторская задача, но там такие интересные гармонии, сразу чувствуешь руку гениального Шостаковича. Хотя слова достаточно традиционны: «Великий час настал — ведет к победе Сталин. Его приказ — закон...» А музыку Богданова-Березовского, которую никто у нас не знает, надо изучать и дальше.

Кроме того, программа важна для меня тем, что дала возможность после 12-летнего перерыва встретиться с Госоркестром России, который порадовал чрезвычайно серьезным отношением к работе.

— Кроме этого проекта что сейчас вас занимает?

— Эти два месяца я был чрезвычайно занят. Состоялся мой дебют с Венским симфоническим оркестром в знаменитом венском зале «Концертхаус», где мы сыграли Шостаковича, Чайковского, 9-ю симфонию Дворжака. Меня знают во всех основных оркестрах мира, но последние три года понимали, что обращаться бесполезно, так как я прочно забаррикадирован в Большом. Вот сейчас лечу в Лондон, там программа Рихарда Штрауса с оркестром «Би-би-си Филармоник», поедем с ней по Англии. Потом еду в Швецию с программой Малера.

— Будет ли возобновление театральной карьеры?

— Она никогда не прерывалась. Я еще в Риге в начале своей дирижерской деятельности выступал в оперном театре: «Борис Годунов», «Летучий голландец», «Кавалер розы», «Кармен»: В берлинской «Комише опер» была «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в постановке замечательного режиссера Гюнтера Нойфельда.

— Все-таки не могу не спросить о Большом...

— Мне там было интересно, я считал себя не совсем декоративной фигурой в этих стенах. У нас с прежним генеральным директором Анатолием Иксановым были хорошие планы — например, мы хотели углублять умение петь французскую музыку, в афише должна была появиться «Манон» Массне. Собирались делать новую «Леди Макбет Мценского уезда» с Кириллом Серебренниковым — вы представляете, насколько это могло стать интересно.

— Как коллеги по театру восприняли ваш уход?

— Очень многие говорили самые добрые слова. Но были и неожиданности. Некоторые из тех, с кем я работал достаточно плотно, и они тогда говорили, что счастливы этим сотрудничеством, — струсили, предали.

— Что скажете о вашем преемнике Тугане Сохиеве?

— В основном знаю его как симфонического дирижера, и только по записям. Несколько лет назад послушал его исполнение «Золотого петушка» в Мариинском театре — было очень хорошо. Дирижировал его оркестром Капитолия Тулузы — с большим удовольствием. Но как он сам дирижирует, я не видел ни разу.

— Когда-то вы как дирижер участвовали в восстановлении легендарного спектакля «Пиковая дама» Юрия Любимова по опере Чайковского в редакции Альфреда Шнитке. Советские начальники не дали тому проекту 1978 года состояться, а премьера состоялась в 1990-м в Карслруэ и потом других европейских городах.

— Мне кажется, этот спектакль и сегодня бы выглядел актуально. Если бы поступило предложение его возобновить, я бы с удовольствием согласился. Там дирижеру надо быть и хорошим клавесинистом. Исполнитель роли Томского читал текст Пушкина, а музыка либо предваряла, либо комментировала события. Не все мне там в равной степени нравилось — например, вырезаны хоры: Любимов где-то вычитал в письме Чайковского, что хоры ему якобы не удались. Ну, Петр Ильич был человеком нервным, подверженным самоедству: Но как оригинальный современный взгляд на классический музыкальный материал та редакция здорово смотрелась. Конечно, если делать ее снова, то ни с кем другим, как с Юрием Петровичем Любимовым. А он мне во время постановки «Князя Игоря» сказал, что решительно пересмотрел отношение к своим прежним работам.

— Что бы вы пожелали Большому театру?

— Чтобы его люди, сквозь все события, положительные и негативные, никогда не забывали, что они работают в великом театре. И в театре прежде всего музыкальном.

— Что кроме музыки доставляет сравнимую с нею радость?

— Сравнимую — ничто. Но в последнее время стал значительно больше читать, уделять внимание фильмам. Например, показались замечательными «Измена» Серебренникова, «Я тоже хочу» Балабанова... И много общаюсь с семьей.

 

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9699
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7320
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Александр Ильин попал в больницу с аппендицитом

Кадр с сайта kinopoisk.ru

В Москве был экстренно госпитализирован актер Александр Ильин, который известен по роли Семена Лобанова в сериале «Интерны». Об этом сообщил Telegram-канал Shot. Как рассказал знакомый с ситуацией источник, 40-летний Ильин был доставлен...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?