На пост руководителя ВФЛA претендовали известные в легкой атлетике люди: Ирина Привалова, Михаил Гусев, Михаил Бутов, Олег Курбатов, Андрей Шляпников. Однако еще месяц назад СМИ, ссылаясь на источники в высоких кабинетах, стали говорить о Петре Иванове как о главном претенденте. И неожиданностей не случилось.
Кто же он такой, этот отчаянный человек, взваливший на себя неподъемную ношу? Ведь отечественная легкая атлетика за всю свою историю никогда не бывала в таком глубоком и затяжном кризисе. Вопрос-то о нашей «королеве спорта» сегодня звучит прямо по-гамлетовски: быть или не быть?
Как рассказали корреспонденту «Труда» представители ВФЛА, в пользу не очень известного спортсменам и специалистам, но весьма влиятельного в руководящих кругах Петра Иванова заранее провели работу с региональными руководителями легкой атлетики, чтобы те голосовали «как надо» (впрочем, разве выборы нынче проходят по-другому?). Кстати, по тому же сценарию были избраны на руководство многострадальной ВФЛА и оба предшественника Петра Иванова, и лавров они не снискали. Злые языки рассказывали: когда один из них шел по коридору и его поприветствовал попавшийся на дороге Игорь Тер-Ованесян, глава ВФЛА с удивлением спросил: «А кто это такой?» Не то чтобы как-то умышленно хотел обидеть славного ветерана, просто он в лицо не знал экс-рекордсмена мира и главного тренера сборной СССР. Хотя фамилию, возможно, слышал...
Остается надеяться, что новый глава легкоатлетической федерации таких людей, как Тер-Ованесян, будет узнавать в лицо. А пока за Иванова отдали свои голоса 56 делегатов отчетно-выборной конференции ВФЛА, за Гусева — 10, за Привалову проголосовали семь делегатов. Великодушный победитель тут же предложил включить недавних соперников в президиум федерации. Кроме них туда вошли Светлана Абрамова, Родион Гатауллин, Наталья Шубенкова и Антон Уйк. Олимпийская чемпионка Ирина Привалова назначена первым вице-президентом организации.
Глава Олимпийского комитета России Станислав Поздняков так прокомментировал результат выборов: «Считаю Петра Иванова человеком, который способен предпринять все необходимые и правильные шаги для преодоления затянувшегося кризиса, в том числе кризиса доверия, как внутри, так и на международном уровне... Уверен: новое руководство ВФЛА обладает необходимыми профессиональными навыками, опытом и ресурсами для их решения».
На чем зиждется такая уверенность? Петр Иванов, напомним, является крепким хозяйственником — гендиректором АО «Скоростные магистрали», при этом имеет опыт управления и в спорте. Правда, не в легкой атлетике, а в другом виде — возглавляет Федерацию триатлона России с 2016 года. Конечно, у «королевы спорта» совсем другие масштабы, но... Менять специализацию Петру Валерьевичу не впервой: по окончании вуза в 1990-х он работал в банковской сфере, а потом вдруг перешел на руководство транспортом. Что еще? 50-летний Петр Иванов имеет шестерых детей. Увлекается чтением (философская и историческая литература). Занимается парашютным спортом и мототуризмом. Награжден золотым значком ГТО.
После того как стал известен новый глава ИААФ, корреспондент «Труда» позвонил ведущим российским тренерам по триатлону в надежде узнать, какие решения по преодолению кризиса Петр Иванов принимал в их виде спорта. К счастью, таких кошмаров и напастей, как на ВФЛА, на российский триатлон не обрушивалось. Но вот что тревожит: те же тренеры сетуют, что за четыре года глава федерации Петр Иванов с ними почти не общался, да и вообще они редко видели его. Понятное дело: управление работой железных дорог отнимает много сил и времени, и Петр Валерьевич многие дела по руководству триатлоном поручил своим заместителям, которым полностью доверял. Тогда как его предшественник Сергей Быстров хотя и был человеком преклонного возраста, присутствовал на всех главных соревнованиях, хорошо знал ведущих триатлонистов и тренеров, вникал в их нужды. А если сравнивать результаты сборной России, то на Игры в Рио-2016 в триатлоне отобрались по трое наших мужчин и женщин, тогда как сейчас в Токио-2021 при лучшем для нас раскладе имеют шанс поехать лишь по двое, а при худшем — одна спортсменка. За прошедшие четыре года в мировых рейтингах россияне в целом заметно опустились.
Впрочем, не будем заранее ставить крест на больших планах Петра Иванова в легкой атлетике. Наоборот, пожелаем ему максимально возможных успехов. В конце концов все мы — и атлеты, и болельщики — заждались уже даже не медалей, а простого счастья: самой возможности выступать на международной арене, соревноваться с зарубежными коллегами. Не чувствовать себя изгоями!
А пока хорошая новость состоит в том, что командовать двумя-тремя спортивными ведомствами сразу (как это делал спортивный министр Самарской области и экс-глава ВФЛА Дмитрий Шляхтин, являвшийся к тому же еще и одним из руководителей футбольного клуба «Крылья Советов») Петр Иванов не намерен. Он формально остается во главе Федерации триатлона лишь до завтрашнего дня, до 5 декабря, где его сменит Ксения Сергеевна Шойгу, дочь министра обороны — у нее конкурентов среди претендентов на этот пост нет.
Сейчас многое в дальнейшей судьбе наших легкоатлетов будет зависеть от того, чем в международном спортивном суде CAS завершится противостояние ВАДА и РУСАДА — международного и российского антидопинговых агентств. Доводы обеих сторон были выслушаны в начале ноября, решение будет объявлено в течение декабря. А еще очень важно, как новое руководство ВФЛА будет договариваться с международной федерацией, в том числе и с бывшей заместителем главы РУСАДА, а теперь сотрудницей WA Маргаритой Пахноцкой. Той самой, которую глава Всемирной федерации сэр Коу с коллегами «спустили» в Россию, чтобы та, по ее словам, могла «помочь российской легкой атлетике восстановиться, помочь спортсменам, которые мечтают о международных соревнованиях, и помочь тем людям, которые сегодня этот спорт развивают у нас в стране». Иначе говоря, внимательно отслеживать ситуацию и докладывать в WA, если что-то будет не так, как надо...
А мы пока обратим внимание на один факт: вышеназванные новые члены президиума ВФЛА сочетают в себе два важных качества: все они выдающиеся в прошлом спортсмены или тренеры, но при этом уже имеют богатый и успешный опыт работы в легкой атлетике на разных уровнях. При Дмитрии Шляхтине и Евгении Юрченко такого богатого представительства разносторонних руководителей в ВФЛА не было. Может, хоть это поможет?
P.S. Пока троица российских легкоатлетических звезд — Мария Ласецкене, Сергей Шубенков и Анжелика Сидорова — новость о появлении во главе ВФЛА нового человека по горячим следам комментировать не стали. Красноречивое молчание. Похоже, мечтающие вернуться к международным стартам атлеты не слишком верят в перемены наверху и больше надеются то ли на свои силы и терпение, то ли на чудо.