Как ни обидно, но наиболее громкое событие 16-го тура РПЛ случилось не на футбольном поле, а за его пределами. В результате вопиющего произвола силовых структур и разгильдяйства сотрудников ПФК ЦСКА и ВЭБ Арены пострадали 1300 невинных болельщиков.
Вспомним: Россия, вопреки ожиданиям скептиков, провела чемпионат мира 2018 года на высоком уровне и без крупных происшествий. Силовые структуры и службы стадионов работали чётко и при этом корректно. Но вскоре после отъезда иностранных болельщиков, похоже, организационные ляпы и беспредел в отношении болельщиков вернулись на наши стадионы. Инцидент с фанатами ЦСКА — минимум, четвертое за 2021 год вмешательство полиции в футбол. Уже страдали болельщики «Локо» и дважды «Спартака». Но свежий инцидент на ВЭБ Арене — самое крупное.
«В этой ситуации надо разбираться. У сотрудников полиции одна задача — безопасность зрителей. Если они приняли такое решение, оно было основано на их профессионализме и профессиональной этике. Они понимают все риски и последствия. Поэтому безопасность — здесь первопричина», — прокомментировал член комитета ГД по спорту Роман Терюшков.
Но депутат Госдумы либо лукавит, либо не знает всех обстоятельств этого крупного ЧП. А суть в том, что вместо задержания нескольких поджигателей пиротехники на трибунах, силовики почему-то устроили на выходе со стадиона фильтрацию болельщиков, в результате которой около 400 из них были закинуты в автозаки и развезены по отделениям МВД, а всего более 1300 зрителей нижней трибуны, включая женщин и детей, несколько часов топтались на морозе, не имея возможности даже сходить в туалет. Многие опоздали на последние поезда метро и электричек, добирались в дальнее Подмосковье и даже за пределы области на такси. Вспоминая недавнюю массовую потасовку на стадионе в Ницце, отметим: метателей бутылок и прочих предметов на футбольное поле полиция вычислила по записям видеокамер, и некоторых «повязала», когда уже те добрались домой. А на ВЭБ Арене, получается, сотни невинных болельщиков терпели мучения по вине сотрудников клуба и стадиона, у которых почему-то отключились все камеры наблюдения.
Более того, для высших чиновников ЧП на матче ЦСКА — «Зенит» стало очередным аргументом для введения Fan ID (электронного паспорта болельщика) уже и на матчах РПЛ. На международном уровне Fun ID ввели на Кубке Конфедераций 2017 года. Там акция преследовала две главные цели. Первая — обезопасить нормальную публику от террористов и хулиганов-рецидивистов. Но потому как таких маргиналов в Европе уже немного, на первое место вышла вторая цель — ограничить число болельщиков до уровня вместимости конкретного стадиона в конкретном матче. А потому как крупнейшие стадионы России бывают заполнены на 100% лишь раз в год, а то и в два года (если не считать ЧМ-2018), то и смысл этого Fan ID становится непонятным.
Вот как «Труду» прокомментировал ситуацию главный историк фанатского движения, активный болельщик ЦСКА, бывший пресс-атташе РФС Андрей Малосолов:
Всё выглядит подозрительно, мягко говоря. Очевидцы рассказывали: ещё задолго до того, как начали жечь файеры, около стадиона наблюдалось необычно большое количество сотрудников ОМОНа, а том числе и под трибунами. Уже странно! Трудно поверить и сообщению об отключении всех камер наблюдения. На самом деле, в специальном помещении с автономным питанием и комнатами доступа, размещены около ста (!) мониторов, а камер, с которых идёт изображение, ещё больше. Там работают специально обученные представители правоохранительных органов. Даже сотрудникам клуба вход ограничен. Невозможно такое, чтобы кто-то посторонний вошёл, нажал на кнопку и стёр все записи. Хакерские атаки через интернет ещё труднее представить. Я работал там ещё до чемпионата мира 2018 года, и степень защиты системы была крайне высокая. А если бы произошёл сбой электроэнергии, то отключился бы свет по всему стадиону, но этого не наблюдалось.
Удручает, что во время беспредела на стадионе ВЭБ-арена не было руководства ПФК ЦСКА, нового главы ПРЛ Ашота Хачатурянца, президента РФС Александра Дюкова. Виталий Мутко, при всех его недостатках, в подобные критические моменты активно вмешивался и предотвращал ЧП. Собираются наказывать ЦСКА. А за что? Пострадавших — ни одного, арене ущерб не нанесён.
Да, по регламенту файеры запрещены... Но не Законом (по праздникам их жгут все, кому не лень, продажа не ограничена), а регламентом соревнований. Хотя пиротехника десятилетиями является частью культуры. Работающие на стадионе стюарты обычно активно вмешиваются при возникновении драк и гасят их по прибытия полиции. А на ВЭБ-арене всё происходило на фоне того, что УЕФА собирается легализовать файеры, но упорядочить их употребление. Файеры запрещены на стадионах в Англии и Испании, а в остальных странах их лишь ограничивают в той или иной мере.
Что касается инициатив по Fan ID, то этой акцией все болельщиков вынуждают проходить проверки и доказывать свою лояльность. Система Fan ID в России действовала на Кубке Конфедераций, чемпионатах мира и Европы — в привязке и к тому, что благодаря ей болельщик мог бесплатно перемещаться на транспорте по городу или даже между городами. Но «благодаря» ей же тысячам любителей футбола без указания причин было отказано в проходе на матчи. Под эту акцию попал знакомый мне болельщик, который в предыдущий раз на стадионе был в 1983 году. Люди ещё дома покупали билеты по этим электронным паспортам, но перед очередным матчем им при входе на стадион объявляли, что их Fan ID аннулирован. Многих наших активных болельщиков не пустили в Лужники и Газпром Арену, и в результате дружные хорватские и финские фанаты перекрикивали наших у нас дома. А как недавно в Сплите под проливным дождем дружный рёв трибун гнал наших соперников вперёд! Свежий пример: в Москву на матч со «Спартаком» приехали фанаты «Наполи», и их заставили зачем-то оформлять Fan ID. Депутаты нам говорят: всё это для нашей безопасности. Но всё известные иностранные хулиганы были отсеяны на стадии получения визы. И нашим буянам вполне можно решением судов «по административке» закрыть вход на стадионы согласно федерального Закона о болельщиках. Так что реальной пользы от Fan ID нет, а неудобств болельщикам немало — раскалывают наше сообщество.
И ещё вопрос экономики. Фанаты выкупают абонементы за 8 тысяч рублей и дороже. Женщины и дети, старики сидят далеко от фанатов, ничто им не угрожает. Не вводят ведь ID для нежелательных клиентов в общественном транспорте, а тем более, в ресторанах и пивных, хотя там дерутся чаще, чем на стадионах. Этого мы добились неимоверными и долгими усилиями. Фанатские побоища 1990-х ушли в прошлое. Старое хулиганьё меж собой говорит: «Теперь не подерёшься. Замахнёшься на кого-то — через пять минут повяжут!». Видеокамеры всё срисовывают, и сотрудники стадионы быстро реагируют.
А ещё это — простор для репрессий, которые могут вершить неизвестные нам «комиссары», но подозревающие нас в том, что мы хотим совершить правонарушение. Fan ID — дополнительная головная боль и навязанная услуга, которая дублирует другие системы. И она сейчас принимает без одобрения клубов и сообществ болельщиков. РПЛ уже разослал по городам проект Закона о фанатах, и почти все клубы отправили отрицательное мнение о Fan ID. Просили, как минимум, перенести его введение хотя бы до того, как кончится пандемия. Клубы и так терпят имиджевые и финансовые потери — не могут продать билеты на трибуны, грубо говоря, сосиски на стадионах.
Фанатов невозможно заменить «кузьмичами» (тихими возрастными болельщиками) и женщинами с детьми — они же не пересядут с центральных трибун за ворота. И они без «заводящих» не смогут громко болеть. Основная масса футбольных фанатов присоединение Крыма одобряет, выступает на стороне Донбасса и нашей армии, солидарна с правительством в вопросах политической безопасности. Да, многие критикуют пенсионные реформы, миграционную политику и прочее, но на митинги никто не ходит: не хотят вредить своей стране. А теперь подобными акциями их выдавливают в протестный сектор. Хотя я считаю: в интересах нынешней власти, чтобы этот слой оставался патриотичным или хотя бы аполитичным.