Это можно трактовать и как простое совпадение. А еще как стремление нас сегодняшних, пока еще в массе своей людей вполне мирных, но теряющих ориентиры среди нынешних тревог и сомнений, найти опору в воинских подвигах соотечественников. И вот дуплетом выходят на экраны сразу два фильма о героических летчиках: «Небо», повествующее о герое сирийской кампании (заметки об этой ленте нашего кинообозревателя Леонида Павлючика читайте в сегодняшнем «Труде» на полосе 9), и «Летчик» Рената Давлетьярова о событиях Великой Отечественной. Предлагаем вам разговор с актрисой Анной Песковой, сыгравшей в «Летчике» главную женскую роль.
Итак, самолет советского летчика Николая Комлева сбит, раненый пилот долго добирается до своих по зимнему лесу: Тут трудно не вспомнить и хрестоматийную историю Алексея Маресьева, и старое военное кино «Жди меня» с Валентиной Серовой. А какие ассоциации возникли у актрисы Анны Песковой, играющей возлюбленную Комлева?
— «Повесть о настоящем человеке» помню еще из школьной программы, она отозвалась в моей душе — в нашей семье воевали и прадедушка, и прабабушка, ушедшая на фронт медсестрой, а после контузии работавшая на танковом заводе. Я хорошо запомнила, с какой болью они говорили о войне. Мы и сейчас с мужем несем их портреты в рядах «Бессмертного полка».
— Чем, по-вашему, отличались женщины тех лет от наших современниц?
— В них было куда больше самоотдачи и жертвенности. Сейчас, увы, эти качества не в чести, хотя бывают исключения.
— Вы похожи по характеру на свою героиню?
— Надеюсь! Когда Ренат Давлетьяров еще только рассказал замысел картины, я сразу подумала, что Ольга мне очень близка по духу. Женщина, ставящая на первое место в отношениях любовь и верность — и хорошо понимающая, что человека, которого она полюбила, не удержать на земле, в безопасности. Ее слова: «Мой муж — летчик, а летчик должен летать» — многое объясняют.
Герои фильма «Летчик» (в роли Николая Комлева -- Петр Федоров) были молоды, хотели любить, воспитывать детей... Война все разрушила
— У вас есть любимые фильмы о войне?
— Пожалуй, выделю из многих хороших кинолент две: «...А зори здесь тихие» в классическом ее варианте и «Семнадцать мгновений весны». Их можно пересматривать много-много раз.
— Что было самым сложным для вас на съемках «Летчика»?
— Непростой оказалась сцена, когда Ольга вместе с другими актрисами Театра оперетты приезжает в госпиталь и поет перед ранеными, — специально для нашего фильма Игорь Матвиенко написал прекрасную песню. Когда мы это снимали, я не могла сдержать слезы. Представляла себе, как тогда, в войну, наши героини смотрели в глаза искалеченных бойцов, пытались их поддержать, вернуть к жизни. А Ренат останавливал меня, говорил, что именно здесь плакать нельзя, тут на первый план выходят другие эмоции. Пришлось делать дополнительные дубли.
Непростой была и съемка нашей с Петром Федоровым, игравшим летчика Комлева, сцены любви. За монитором сидел не только режиссер, но и продюсер, а по совместительству мой муж Дмитрий Пристансков. Хорошо, что удалось снять этот эпизод с двух дублей, — Петя оказался чутким партнером. Этого момента изначально в сценарии не было, его написали, потому что режиссер и продюсеры на каком-то этапе поняли, что нужно показать, ради кого и чего сбитый летчик возвращается к жизни. Ведь моя героиня в большинстве сцен появляется в телогрейке, с грязными после рытья противотанковых рвов руками, а тут любовь, от которой кружит голову.
Ну и без нештатных ситуаций не обошлось. В 30-градусный мороз на полигоне в Алабино замерзала солярка в танках, техника не заводилась. А еще в лесу, в Демянском районе Новгородской области, для съемок разместили загон с волками. Их выпускали по одному и тому же маршруту, где были расставлены муляжи-камеры, к которым звери должны были привыкнуть. И мы ночами слушали, как к вою «наших» волков присоединялись голоса их собратьев из леса: Тут поневоле поймешь, что чувствовал наш герой.
— Вы тоже работаете продюсером на многих фильмах. Что входит в ваши обязанности?
— Практически на всех проектах мы работаем с мужем. Есть тонкости, в которых, имея за плечами несколько десятков ролей, я разберусь лучше коллег-продюсеров. Иногда приходится объяснять актерам производственные нюансы. Ведь если из ста человек съемочной группы один делает что-то не так, страдает весь процесс.
Анне не впервой играть в картинах на историческую тематику (кадр из фильма «Любовь за любовь»)
— А с мужем у вас бывают споры на производственные темы?
— Нет, мы вообще никогда не спорим. Мы за продуктивный диалог!
— Вы начали актерскую карьеру очень рано, в 13 лет уже выступали на сцене Челябинского театра драмы. Каково это — быть школьницей-актрисой?
— Приятно было приглашать учителей и одноклассников на свой спектакль, видеть, как они в зале аплодируют, гордятся мной. Но вообще-то приходилось тяжеловато, ведь я училась в гимназии с углубленным изучением французского языка. Часто надо было наверстывать упущенное из-за репетиций и спектаклей. А еще музыкальная школа... Мое детство было очень насыщенным.
— Сейчас вы не скучаете по театру?
— Нет, кино значит для меня очень много, и на сцену возвращаться пока не хочется, хотя я периодически получаю предложения сыграть в антрепризе.
— У вас есть любимые актеры, на которых вы смотрели с трепетом?
— Школьницей я десяток раз смотрела «Титаник». Мечтала быть на месте Кейт Уинслет в сценах с Леонардо ДиКаприо. С которым, кстати, мы родились в один день. К сожалению, «Титаник-2» не будет снят никогда. Но с Леонардо ДиКаприо мы однажды все-таки оказались рядом — на обложках журналов, стоящих на одной полочке в магазине...
— Как далеко простираются ваши актерские амбиции?
— Поскольку сейчас я увлеклась еще и производством фильмов, то особенно не огорчусь, если меня никогда не пригласят в голливудский блокбастер. Вот в связи с продюсерской деятельностью было бы хорошо поехать на какой-нибудь фестиваль в Европу или Америку и получить там заслуженную награду.
— А о чем бы вам хотелось сделать фильм как продюсеру?
— Большинство отечественных картин, участвующих сейчас в международных конкурсах, рассказывают о сложностях российской жизни, о трагических ситуациях, о торжествующем бескультурье. А мне очень бы хотелось, чтобы больше стало фильмов, заставляющих улыбнуться и поверить в то, что жизнь, несмотря ни на что, прекрасна. И чтобы эти ленты можно было пересматривать много раз, как сегодня уже третье поколение моих соотечественников смотрит «Служебный роман» или «Ирония судьбы, или С легким паром!». Сейчас таких картин, к сожалению, нет — их место заняли комедии-однодневки. В общем, мечтаю о том дне, когда у нас снова появятся сценарии со светлыми, глубокими, дарящими надежду на лучшее историями, героям которых будет сопереживать вся страна.
— Ну, может, так оно и будет к тому времени, когда ваша дочка Настя подрастет и будет ходить в кино...
— Ей скоро исполнится четыре года, она растет быстро, у нее уже появились свои художественные пристрастия. На днях мы с ней отправимся в филармонию на симфонический концерт для детей. Не так давно ездили к родителям супруга в Санкт-Петербург и сводили Настю в Михайловский театр на балет «Конек-Горбунок». И знаете, что она мне после третьего акта сказала? Что спектакль, по ее мнению, вышел чересчур коротким. Настя сама занимается балетом, в декабре ей предстоит выйти на сцену Московского международного дома музыки вместе с другими девочками-балеринами в новогодней постановке Илзе Лиепы.
С мужем Дмитрием Пристансковым и дочкой Настей. Фото Елены Комаровой
— Анна, что вы себе пожелаете на Новый год?
— Кроме здоровья и благополучия всем родным, добрым, хорошим людям еще и того, чтобы наш «Летчик» полюбился зрителям. Мы старались вложить в это кино душу, ведь про Великую Отечественную ни в коем случае нельзя забывать — надо помнить о подвигах наших предков. О них надо рассказывать подрастающему поколению и воспитывать его согласно тем ценностям, на которые ориентировались наши бабушки и дедушки. Если мы хотим жить в мире и гармонии, мы должны быть сильными, верными, преданными и смелыми.