Слово «дрон» вошло в словарный запас каждого россиянина лишь в последние полтора года. Между тем, развивать мастерство управления беспилотными летательными аппаратами стали ещё в начале 2000-х. Первая официальная соревновательная гонка прошла в 2014 году в Лос-Анджелесе. Уже в 2017 году подобное спортивное зрелище в Париже собрало 100 тысяч зрителей. Годом ранее в Эмиратах состоялись первые крупные коммерческие соревнования World Drone Prix, на которых победил 15-летний британец Люк Баннистер и получил 250 тысяч долларов в качестве награды. Дебют нашей команды VS Meshcheriakov оказался успешным как в спортивном плане (показали самое лучшее время на круге), так и в коммерческом: призовые российской команды составили 150 тысяч долларов. С тех пор доходы победителей подобных турниров стабильно растут, в том числе и в России. На гонках дронов в Иннополисе (Татарстан) в августе 2023 года призовой фонд составил в 1 миллион рублей.
У дронов военных и спортивных есть различия, но общие принципы перемещения в воздухе и управления с земли одинаковы. Обычно соревнования дронов проходят на пространстве не более, чем футбольный стадион. Зачастую оно бывает ещё более компактным, — в помещении. Занимаются конструированием, ремонтом и пилотированием спортивных дронов пока не так много народа, но эта отрасль развивается стремительно. Не только в плане повышения мастерства, но и массовости — а эти две категории, как показывает история спорта, всегда шли рука об руку.
По просьбе корреспондента «Труда» для наших читателей небольшой ликбез провёл директор факультета беспилотных технологий Университета «Синергия» Андрей Волостнов.
«Специалисты «Синергии» уже внедрили тему дронов в учебную программы нашего вуза, — рассказывает Волостнов. — По завершению обучения выпускники смогут составлять полетную программу, дистанционно пилотировать, использовать бортовые системы, а также системы фото- и видеосъемки. Университет «Синергия» совместно с федерацией гонок на дронах разрабатывает техническое задание требований к программе, и в этом году мы увидим первый прототип образования не только в нашем вузе, но и в колледжах — это будут факультативные уроки, которые обеспечат необходимым оборудованием и преподавателями. Специалистов же по дронам FPV (для спортивных состязаний) в российских вузах пока не готовят. Но в Университете «Синергия» уже провели отбор среди студентов в собственные команды для гонок дронов. Первый этап тренировок — дистанционный, второй — очный. Команда будет спонсироваться из бюджета «Синергии», и для неё будет осуществлена закупка материально-технической базы, FPV-дронов и комплектующие к ним, участникам будет оказана поддержка на всех уровнях».
«В мировой практике становится привычным делом, когда дрон используют для съемки рекламных клипов, документальных и художественных фильмов, — продолжает рассказ Волостнов. — Сфера применения дронов, в том числе и спортивных, расширяется. Это приносит всё более стабильный доход. Гонки дронов собирают всё более многочисленную зрительскую аудиторию, и организаторы получают возможность зарабатывать деньги на рекламе.Центры проведения гонок на дронах в России — Москва, Санкт Петербург, Новосибирск, Казань. В 2023 году 14-летний Булат Нургалиев (ученик казанской гимназии, самый молодой чемпион среди операторов дронов в России) выиграл главные турниры в России по дрон-рейсингу. Это дало толчок к строительству целого дрон-парка в Казани. Булат пришел в этот спорт с подачи своего папы — тренера в КТИТСе Марселя Нургалиева. Наша задача с федерацией — прийти в небольшие города России.
Купить самый простой дрон можно за 40 тысяч рублей. Но рамы, очки, пульт и прочая необходимая экипировка стоит более 100 тысяч рублей. С ростом курса доллара цена растёт, хотя всё это россиянами приобретается в основном на азиатском рынке.В России есть клубы с просторными полигонами под крышей, куда можно прийти со своим дроном и за какую-то плату тренировать своё умение проводить дрон по определенным маршрутам — примерно, как делают пилоты дронов на соревнования. Всего в России занимается спортивными дронами около 7000 пилотов, а рейтинг лучших наших пилотов насчитывает более 100 спортсменов, которых можно назвать профессиональными, но лишь отчасти. Им удавалось завоёвывать призовые на турнирах различного ранга, либо получать спонсорскую помощь в качестве спортсменов. Но пока в России для большинства сильнейших пилотов дронов это занятие — лишь хобби. А призовые — не главный их доход. Команды спонсируют те же фирмы, что производят дроны, оплачивая им аппараты, комплектующие и затраты на ремонт, переезды на соревнования. В большей мере спортсмены пока тратят свои деньги. Многие из них работают в производстве тех же дронов или IT сегментах, как-то связанных с этой отраслью. У турниров есть спонсоры. Закладывают бюджеты в развитие. В том числе спонсируют фирмы, выпускающие дроны и комплектующие.
Сначала необходимо пройти курс обучения на компьютерных симуляторах и даже участвовать в серии соревнований на них. Это десятки и даже сотни часов. Но симулятор не даёт полного ощущения реального дрона, в том числе не отражает законов механики. Можно сравнить управление автомобилем на симуляторе и в реальности — ситуации примерно аналогичны.
От разных людей, впервые попавших на гонки дронов, приходится слышать: «на этих соревнованиях мало чего видно и потому непонятно. Да, скорости большие, и не всегда понятно — какой пилот идёт на каком месте. Обычно дроны обозначают световой иллюминацией. Идёт комментарий ведущего, он отслеживает вслух — какой пилот идёт на каком месте. Но с повышением качества видеосъемок стали неплохо отражаться все страсти соревнований и накал духа. Ведь в «Формуле-1» рядовой зритель тоже почти не видит болида, а больше следит за трансляцией на большом мониторе или на своём телефоне. Гонки дронов проводятся на специальных трассах, оборудованных различными препятствиями и чек-пойнтами. Участники управляют своими FPV-квадрокоптерами с помощью специальных FPV-очков и пульта дистанционного управления. Дроны, участвующие в гонках, могут развивать скорость до 160 км/ч и выполнять сложные маневры в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В гонках дронов выигрывает не самый быстрый аппарат, а тот пилот, который способен управлять таким образом, чтобы дрон мог оптимально пройти все повороты и препятствия на трассе».
В международной лиге Drone Champions League в 2023 году выступали лишь четыре российских пилота: Ксения Мосина, Наталия Астахова, Александр Холкин и Вадим Дзема.Это — результат антироссийских санкций?
«Нет, эти санкции на количество наших пилотов в мировой элите не повлияли столь значимо, как в других видах спорта, — отвечает «Труду» Андрей Волостнов. — Четверо в Лиге — это пока наш объективный уровень. А лидеры в нашем виде спорта — Южная Корея и Япония. Да, спортивные дроны и комплектующие можно рассматривать как продукцию двойного назначения. Хотя после 24.02.2022 россиянам в организационном плане покупать её сложнее не стало, но она заметно подорожала. Во-первых, из-за роста курса доллара, во-вторых, некоторые комплектующие стали привозить в Россию через посредников. 99% дронов наших дронов собраны из зарубежных компонентов. Некоторые детали производят и у нас, но проще купить китайские».
Президент Корпорации «Синергия» Вадим Лобов уточнил корреспонденту «Труда:
«Наш университет активно включился в реализацию направления БАС — (беспилотных авиационных систем) и создал на своей базе в 2023 году первый в России факультет беспилотных технологий. Уже в 2024 году абитуриенты смогут поступать на очную форму обучения. Университет «Синергия» ведет набор и на дистанционное обучение по программе бакалавриата, с профилем «Эксплуатация и обслуживание беспилотных робототехнических авиационных систем». Такая профориентация в итоге поможет нашей стране выбиться в лидеры отрасли БАС.В России принята программа, согласно которой необходимо к 2030 году подготовить один миллион специалистов».