Свои отношения с покупателями фирма очень предусмотрительно строит по принципу улицы с односторонним движением. Ваш адрес она где-то раздобыла, а вот своего не дает. В конверте можно найти только номер абонентного ящика и несколько телефонов, которые никогда не отвечают. Это очень мудро, потому что когда покупатель захочет подать на продавцов в суд, он замучается искать обидчиков.
Что же лежит в желтом конверте? Прежде всего обращает на себя внимание радостное по тону извещение о том, что вы победили в неведомом вам конкурсе и выиграли первый приз. Ну, натурально, это иномарка - Фольксваген-Гольф. Изображение приза присутствует почти на всех бумагах, вложенных в конверт. Так что можете любоваться на свой выигрыш, сколько хотите, поскольку ничего другого не остается. Приз - приманка для простаков.
А истинная цель устроителей этого почтового соблазна состоит, как видится, в том, чтобы заставить особо доверчивых людей купить какую-нибудь ненужную вещь, да еще и заочно, как кота в мешке. В конце бодрого извещения о крупном выигрыше скромно предлагается сначала купить пару товаров из прилагаемого каталога. А вот уже потом... Впрочем, что будет потом, понять совершенно невозможно. Самым подробным образом разъясняется, куда и как перечислять деньги за товар. Даже приложены готовые бланки банковских платежных поручений. Но о том, каким образом "гарантированно выигранный первый приз" попадет к счастливому владельцу, не сказано ни слова. Надо полагать, учредители неведомого конкурса вовсе и не намерены так просто со своим Фольксвагеном расставаться.
Но продолжим осмотр содержимого конверта. Каталог завалящих товаров, которые необходимо оплатить, чтобы получить право послать запрос на Фольксваген, напечатан очень малым форматом на дешевой бумаге, но в полный цвет. Это позволяет разглядеть, что предлагаемая за 600 рублей "куртка американских летчиков" сделана из пластика, который стоит колом, как коленкор. Идиотский текст, сопровождающий фотографию, утверждает, что такие куртки американские пилоты носили "во время двух мировых войн".
Дешевый пластик - это преобладающий материал в каталоге. Из него женская обувь, надувная мебель, ремни, кроссовки. Общее впечатление, что все это - неликвиды с распродаж и затоваренных складов. Продать такое обычным путем невозможно. Единственный способ - помахать перед носом покупателя яркой приманкой, чтобы он все внимание сосредоточил на фотографии Фольксвагена, а не на ботинках из синтетики.
А еще в конверте лежат бланки "купонов-заказов моего друга". Это виртуальная фирма предлагает поработать ее коммерческим агентом и соблазнить кого-нибудь из знакомых на покупку все той же ерунды из каталога. В награду обещают даже не процент, как в любой приличной фирме, а подарки - такую же чепуху, что и в каталоге, только еще дешевле: штопор, пластиковую коробочку с бантиком, дешевую зажигалку или фломастер. Пришлют ли обещанное? Кто знает.
Прокомментировать ситуацию мы попросили юриста Московского общества защиты потребителей Светлану КУЛЬНИЦКУЮ.
- Конечно, и производители, и продавцы должны привлекать внимание потребителей к своим товарам. Для чего и используются разнообразные рекламные акции. Но нельзя провоцировать приобретение товара обещанием подарка и не давать его. На языке Гражданского кодекса РФ это называется "публичное обещание награды" со всеми вытекающими из статьи 1055 последствиями: обязанность выплатить обещанный приз тому, кто необходимые действия совершил.
Взывать к совести организаторов таких розыгрышей совершенно бесполезно и незачем. Вам письменно предложили вступить в отношения, регулируемые упомянутой статьей Гражданского кодекса, - награда за определенные действия. Вы свои обязательства выполнили. Другая сторона - нет. Так же письменно, сославшись на ГК, в свою очередь, предложите фирме передать вам приз в награду за то, что вы не будете обращаться по этому поводу в суд.
Можно пойти и по другому пути: потребовать расторжения соглашения и возмещения понесенных вами расходов в связи с совершением указанных в объявлении действий, в нашем случае - возврата стоимости товаров.
Внимательно и бесстрастно почитайте присланное вам объявление, каким бы интригующим оно ни было. И сразу определите, к какому виду розыгрышей вас приглашают.
Вариант первый. Это типичная лотерея, повезет - не повезет. Хотите испытать судьбу - дерзайте.
Вариант второй. Тут командует не легкомысленная Фортуна, а строгая Фемида. Поэтому будьте готовы к тому, что свое право на приз вам придется отстаивать с ее помощью.
Имейте в виду: чтобы иметь основание для подачи иска, вы должны сохранить извещение-накладную на посылку оплаченного вами товара как свидетельство исполненного вами обязательства и единственного документа, на котором значится юридический адрес фирмы-ответчика. По одному только номеру абонентского ящика фирму не найти.