О необходимости структурных преобразований своей отрасли железнодорожники заговорили давно. В 1998 году правительство Российской Федерации приняло программу реформы федерального железнодорожного транспорта. И сразу же в результате принятых мер наметились положительные сдвиги. Прежде всего заметно сократились народнохозяйственные затраты на перевозки железнодорожным транспортом, поскольку снижение тарифов способствовало уменьшению доли транспортной составляющей в конечной цене продукции в среднем на 40 процентов и росту промышленного производства.
Но объемы перевозок растут и стареющему подвижному составу, который практически не "смазывается" государственными инвестициями, все труднее справляться с ними. За период с 1992 года ежегодные объемы капиталовложений на железнодорожном транспорте снизились в три раза, а износ основных производственных фондов вырос с 36 до 55 процентов. В последнее время железнодорожники развивались только за счет собственных ресурсов, отметил в своем выступлении Игорь Николаев, заместитель руководителя департамента экономики МПС России. Например, только по итогам первого полугодия прошлого года собственные средства в общем объеме инвестиций в основной капитал составляли почти 94 процента. Это значительно больше, чем в других отраслях естественных монополий, но для приостановления тенденций старения основных производственных фондов явно недостаточно. К тому же в бывшем СССР большое количество грузовых вагонов выпускалось в Украине. После распада Союза в России не осталось предприятий, специализирующихся на выпуске вагонов-цистерн для нефтепродуктов, кислот, вагонов-хопперов для зерна, цемента, универсальных вагонов-платформ... Остро встала проблема размещения производства вагонов в России. Очень важно, чтобы потребности железнодорожного транспорта обеспечивали отечественные предприятия. Дефицит вагонов уже в недалеком будущем может превратиться в препятствие экономическому развитию национального хозяйства.
В министерстве пришли к выводу, что реформирование отрасли следует проводить более решительно, чем это предполагалось несколько лет назад, и разработали Концепцию развития структурной реформы железнодорожного транспорта, рассчитанную на 2000-2007 годы.
Концепция рождалась в муках. Например, еще минувшей весной речь шла лишь о создании государственного унитарного предприятия, в котором на первом этапе концентрировались бы функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом. Но эта идея, как малоэффективная, была отвергнута.
Существует несколько значительно отличающихся друг от друга вариантов реформирования. Важнейшие из них разрабатываются в кабинетах Министерства путей сообщения и Министерства экономического развития и торговли. Свои идеи предлагают эксперты из Российской академии наук. Всемирный банк, ЕБРР в последние годы профинансировали целый ряд проектов по изучению железнодорожного транспорта в России. Оценив возможности применения зарубежного опыта в российских условиях, они также высказывают собственные соображения. Но, как отметил заместитель директора Центра социальных инноваций Владимир Цапелик, "все концепции едины в одном: необходимо отделить хозяйственные функции от функций государственного управления железнодорожным транспортом".
- Главной целью для нас по-прежнему остается снижение народно-хозяйственных затрат на перевозки, - сказал Александр Мишарин, первый заместитель министра путей сообщения. - Для ее достижения необходимо выполнить целый комплекс задач. Одна из главных - вывести из МПС функции хозяйственного управления железнодорожным транспортом и передать самостоятельному хозяйствующему субъекту - открытому акционерному обществу "Компания "Российские железные дороги" (компания "РЖД"). У МПС должны быть сохранены только функции государственного управления. Причем учредителем компании "РЖД" выступает правительство Российской Федерации. 100 процентов акций компании находятся в государственной собственности. Необходимо создать благоприятные условия для привлечения инвестиций с целью обновления производственно-технической базы отрасли, отладить механизмы заинтересованности в высокой эффективности работы на всех уровнях. Также для нас представляется весьма важным обеспечить доступ компаний-перевозчиков к производственной инфраструктуре железнодорожного транспорта на равных условиях.
В Министерстве путей сообщения предлагают проводить реформирование в три этапа.
- Прежде всего необходимо создать правовую базу, - подчеркнул Борис Лапидус, руководитель департамента экономики МПС. - Потребуется внесение изменений и дополнений в федеральные законы, касающиеся железнодорожного транспорта, и другие акты. Они принимались несколько лет назад, и отдельные их положения не способствуют структурным преобразованиям в отрасли, предусмотренным проектом концепции. Кроме того, предстоит проанализировать целый ряд международных договоров в области железнодорожного транспорта. Создание необходимой нормативно-правовой базы на первом этапе обеспечит эффективность и других мер организационного, финансового, социального и технологического характера.
Второй этап предполагает осуществить в 2002-2004 годах разделение функций государственного и хозяйственного управления на железнодорожном транспорте. Одна из важнейших задач, которая должна быть решена достаточно быстро, - повышение заинтересованности работников отрасли в высокопроизводительном эффективном труде. В министерстве хотят сделать так, чтобы существовала прямая связь оплаты труда работников с конечным финансовым результатом их деятельности. Пока такая связь отсутствует.
- Резервы для повышения производительности труда на железнодорожном транспорте есть, - убежден Игорь Николаев, заместитель руководителя департамента экономики МПС РФ. - Об этом говорит хотя бы тот факт, что по показателю выработки на одного работника, занятого на перевозках, российские железные дороги отстают от железных дорог США более чем в пять раз.
Оказывается, как бы прибыльно ни работали предприятия железнодорожного транспорта, зарплата их работников пока определяется тарифной сеткой, привязанной к низким бюджетным ставкам работников центрального аппарата МПС России. Причиной такого положения является совмещение министерством функций государственного и хозяйственного управления железнодорожным транспортом. Без этого совмещения определение уровня зарплаты работников станет исключительно прерогативой компании "Российские железные дороги". И тогда непосредственная связь между уровнем оплаты труда и конечным результатом будет установлена. Таким образом, в выигрыше останутся все: и сами работники, и потребители их услуг. Как считают в Министерстве путей сообщения, когда функции хозяйственного управления будет выполнять государственная акционерная компания, у сторонних кредиторов появится интерес вкладывать инвестиции в железнодорожный транспорт, которых сейчас так катастрофически не хватает.
На этом же этапе будет проходить реструктуризация компании "РЖД" с выделением в виде дочерних компаний предприятий непрофильной сферы, а также отработка взаимодействия всех звеньев новой структуры управления железнодорожным транспортом.
Третий этап (начиная с 2005 года) включает в себя продолжение создания и продажу пакетов акций дочерних компаний при сохранении 100 процентов акций самой компании "РЖД" в государственной собственности.
- В итоге структурной реформы государство получит обновленный железнодорожный транспорт, техническая база и система управления которого будут обеспечивать возрастающий спрос на перевозки при росте их качества, - считает Александр Мишарин. - К тому же пользователи услуг железной дороги получат их на более высоком качественном уровне при снижении доли транспортных издержек в конечной цене продукции. А сами железнодорожники будут иметь достойный уровень жизни, который станет соответствовать сложности и ответственности их труда.
Очевидно, что в программу реформирования железнодорожного транспорта еще будут вноситься коррективы. Дискуссионное обсуждение названных проблем - естественный процесс, поскольку слишком дорогой ценой оборачиваются ошибки на стальных магистралях, являющихся каркасом единого экономического пространства страны.