При выходе из порта Киран Хабаровского края 22 сентября пошла ко дну баржа «СБ-14» с рудой с высоким содержанием золота (18,5 г/т). Баржа с большим перегрузом перевернулась на подходе к судну, которое должно было транспортировать груз в Охотск. Человеческих жертв не было, и инцидент замяли. Хотя знающие люди говорят, что именно на таких баржах-призраках, без надлежащих документов и груженых под завязку, транспортируют левую руду нелегальные золотодобытчики.
Спустя месяц ЧП повторилось уже как трагедия. После выхода из порта Киран пропал сухогруз «Амурская», который шел с тем же сырьем в Охотск. По данным Дальневосточной транспортной прокуратуры, на борту было 700 тонн руды. По предварительной информации, это судно также шло с большим перегрузом, что в штормовом осеннем море вполне могло спровоцировать трагедию. На борту находилось девять членов экипажа, их судьба неизвестна.
В этой истории много белых пятен. Гендиректор ООО «Морпорт» Евгений Селезнев - арендонаниматель сухогруза «Амурская» - сообщил, что судно приписано к порту Николаевск-на-Амуре. Вроде бы именно через этот порт оформлялись договоры, при этом судно работало на одну из «дочек» горнорудной компании «Полиметалл». Ясно, что капитан никогда не решится на опасный рейс и нарушение безопасности без приказа, но такие приказы, как правило, документально не оформляются...
Истинный маршрут «Амурской» пока неизвестен. Установлена только последняя отправная точка - порт Киран, где руду в трюмы погрузили с баржи. Так как теплоход совершал левый рейс, то маловероятно, что были соблюдены все необходимые процедуры по исследованию пригодности груза к морской транспортировке, что капитан получил от грузоотправителя положенную декларацию о транспортных характеристиках навалочного груза и сертификат о транспортных характеристиках груза. «Амурская» вышла в бушующее море под сильным дождем. При открытом хранении руда набирает влагу. И велика вероятность, что под ударами волн произошло стремительное смещение груза и мгновенное опрокидывание судна.
Сколько все это стоит? При условии переработки руды, которую везли баржа и сухогруз, можно было получить соответственно 66 и 13 кг золота. Это примерно 125 млн рублей, не считая стоимости самих судов. Ну а человеческие жизни, конечно, бесценны.