Вчера Российские железные дороги возобновили продажу билетов на поезда дальнего следования, отправляющиеся после 27 октября. Полторы недели продажи были заморожены, что заставило изрядно понервничать граждан, привыкших заранее планировать свои поездки. Но виновникам ничего за это не будет.
Причиной, толкнувшей РЖД временно помешать гражданам РФ планировать отпуска и деловые поездки, послужил формальный повод. Дело в том, что 20 сентября председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников внес законопроект о переходе на зимнее время. Коллеги-парламентарии готовы были санкционировать перевод стрелок назад, поскольку уже всем понятно, что выбранный год назад отсчет времени не соответствует нормальным биоритмам. Однако в решение вопроса вмешался Владимир Путин, который напомнил, что переход России на летнее время инициировал прежний президент, а потому отменять это решение было бы логично правительству.
В общем, возникла заминка, и вопрос о переводе стрелок повис в воздухе. Причем чиновникам РЖД заминка доставила головную боль. Если билеты продавать по зимнему времени, а Россия останется в летнем, то придется объясняться с пассажирами. Как и в случае, если ставить время на час позже, а решение не будет принято.
Понятно, что это проблема административного характера и решить ее несложно. Например, проинформировав пассажиров через электронную почту или по телефону, если в расписании последуют изменения — благо при предварительных заказах база данных всегда под рукой. Тем более что за решение таких в общем-то незначительных проблем РЖД получают с пассажиров достаточно значительные суммы прописью. Так, например, билет на поезд (купе) на одного пассажира от Москвы до Симферополя стоит 4,5 тысячи рублей, а самолетом можно добраться дешевле.
Но деньги для железнодорожников, как мы видим, не главное. Потому что вместо того, чтобы найти способ решения и продолжать реализацию билетов, РЖД просто переложили проблему на пассажиров, перестав продавать билеты!
Наверняка в нормальных условиях подобные действия, совершенные продающей услуги транспортной компанией, стоили бы ей дорого. Случись такое в мире, где правит конкуренция, организация просто бы обанкротилась. Да и вряд ли власти смотрели бы сквозь пальцы на нарушение прав пассажиров. Но у нас монополия может делать все, что захочет, не опасаясь последствий. Потому что на этом рынке у РЖД нет конкурентов, а у пассажиров часто нет другого выбора, кроме как пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Поэтому никто из обиженных пассажиров даже не возмутился. Привыкли.