В РЕЖИМЕ АВТОПИЛОТА
На чистом "автопилоте" покупки совершают деловые мужчины и женщины среднего возраста. Обремененные заботами, домом, детьми и хроническим цейтнотом, представители этой категории (решительная, быстрая походка, четкое знание, где какие отделы находятся в магазине или мгновенное ориентирование "на местности", абсолютная индифферентность к окружающему пространству) принимают решения о покупке по инерции (по привычке). Они автоматически выбирают нужный пакет молока из 15 представленных видов этого продукта, и никогда не будут думать дольше 3 секунд о том, кексы или печенье купить к чаю. При этом люди этой категории практически не обращают внимания на ценники: приблизительную стоимость покупок они и так помнят.
"Деловых" крайне трудно переключить на новый вид продукта, их практически невозможно соблазнить скидками - оставаясь верными своему единожды сделанному выбору, они не реагируют на "заигрывания" со стороны и не идут на "контакт". По крайней мере до тех пор, пока не изменится его внешний вид (упаковка).
К КОНТАКТУ ГОТОВ!
Куда более привлекательная для маркетологов другая категория людей - те, кто работает в так называемом "активном режиме", или "открытом контакте". В магазине они передвигаются чуть медленнее, тщательно изучают все рекламные листовки, проявляют чудеса осведомленности, если речь идет о новинках рынка: вчера - в рекламе, сегодня - у нас на столе. Возраст такого покупателя может быть любым, главное - суть: он чуть меньше занят на службе, возможно даже "сидит" на не слишком высокой должности; ощущение своей осведомленности делает его интереснее в собственных глазах, а коллеги знают, что он всегда в курсе событий и уважают за это. Малейший шум по поводу появления нового продукта для них - веский повод для того, чтобы отправиться за покупками. Характерный штрих: они искренне верят в "100%-процентную пользу" нового продукта до тех пор, пока не услышат о новом, и с легкостью отказываются от прошлых предпочтений.
ВАРИАЦИИ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ
Представители этой категории никогда не купят "старые" пельмени, если увидят пельмени "новые". Цель этих людей - найти что-то новое, интересное, необычное; даже опаздывая, они непременно остановятся и попробуют предлагаемый промоутерами чудо-соус или еще что-то из этой же категории. В магазине они будут медленно и вдумчиво "ползти" мимо товаров, периодически останавливаясь, если вдруг бросится в глаза нечто необыкновенное.
"А ЗА ЦЕНОЙ МЫ ПОСТОИМ?"
Иллюстрацией к этому "покупательскому виду" можно было бы взять знаменитый персонаж "а вчера - во-о-от такие. Но по пять..." Не спорьте с такими людьми о том, сколько стоило мясо на рынке в таком-то году: они помнят это лучше, а главное - что и тогда умудрялись "брать" его дешевле. Представители этой категории, услышав в магазине объявление, поднимают голову, принимают участие во всех конкурсах и акциях, анкетных опросах и т.д. Как правило, это люди более старшего возраста, однако немало "ценовиков" и среди молодых людей, научившихся под воздействием обстоятельств считать деньги "до копейки". В магазине представители этой категории проводят уйму времени, однако можете быть за них спокойны; там, где рядовой покупатель истратит 1000 рублей, "ценовик" оставит вдвое меньше.
Маркетологи хотят знать, что именно заставляет нас двигаться от полки к полке, менять пристрастия или, напротив, не менять их. И воспользоваться своим знанием с пользой для себя.
А чего хотим мы, покупатели? Истратить поменьше, а купить - побольше. Возможно, это исследование поможет и нам достичь своей цели.