Уникальное по своему разгильдяйству и глупости поведение болельщицы закончилось массовым падением на велогонке «Тур де Франс». И как следствие — множеством переломов и других тяжелых травм у спортсменов, попавших в этот завал.
Организаторам Тур де Франс в этом году, а отличие от предыдущего, власти разрешили некоторые послабления. Например, присутствие зрителей вдоль шоссе, на котором развивается борьба в самой популярной гонке на планете. Оказалось — на свою голову. За 45 км до финиша на обочину трассы болельщица вынесла большой плакат со словами приветствия к любимым бабушке и дедушке. Она стала на обочине лицом к видеокамерам, снимавшим соревнования... а спиной обернулась к приближающейся толпе велогонщикам.
Её плакат на всей скорости протаранил немец Тони Мартин, ехавший по правой бровке. Его падение спровоцировало «эффект домино» в тесном пелотоне: десятки гонщиков, ехавших сзади Мартина, тоже оказались на асфальте. Падений удалось избежать лишь темм кто занимал левую бровку. Помощь медиков понадобилась 21 участнику «Тур де Франс». Но из всех, оказавшихся в том завале, лишь трое не стали продолжать гонку. Яша Зюттерлин обошелся без переломов, но сильно ушиб запястье. Игнатас Коноваловас потерял сознание от падения — у него травма головы. Сирил Лемуан сломал 4 ребра, получил частичный коллапс легкого, травму шеи и глубокую рану за ухом.
«Я видел, как она вышла с баннером, но у меня не было места и времени увернуться. Какая досада! Я ведь в синяках. Но, думаю, я продолжу гонку, — прокомментировал Тони Мартин. И он продолжил гонку, хотя на финише проиграл 25 минут победителю этапа.
Как говорил Жванецкий: подвиг одних — это преступление других. И наоборот. 18 других участников Тур де Франс, не сумевших избежать падений и травм — эти худосочные с виду, но сильные духом парни — снова сели на велосипеды. Испанец Марк Солер сломал головки лучевых костей обеих рук и головку левой локтевой. Но все-таки сам доехал до финиша, пусть и последним.
Вот как прокомментировал это ЧП «Труду» Александр ГУСЯТНИКОВ, в 1970х — пятикратный победитель Гонки Мира, в 1980-х главный тренер сборной СССР. В настоящее время — член руководства Международного союза велосипедистов (UCI) и вице-президент Европейского велосипедного союза (UEC):
Александр Гусятников (в центре) неоднократно попадал в аналогичные страшные завалы. Фото автора.
— В 1971 на Велогонке Мира мы ехали на страшной жаре по территории ГДР. Из благих намерений один немецкий болельщик устроил грандиозный завал. Решил кого-то освежить, плеснул из крупной посуды, но не удержал ее в руках. На моих глазах то ли ведро, то ли канистра попала в ехавшего на большой скорости гонщика. Он упал, «потянул» на собой ехавших сзади. Я как-то успел среагировать и объехать.
Гораздо хуже для меня закончилось ЧП, когда на шоссе неожиданно выскочил болельщик в чехословацком городе Подебрады. Мы разыгрывали промежуточный финиш. Этот зритель хотел посмотреть на поляка Рышарда Шурковского, который пронесся первым. А что следом едут другие велосипедисты, незадачливый болельщик не подумал. Я в него врезался на всей скорости. При падении на асфальт разлетелась вдребезги моя ключица, сильно повреждено было все плечо. Получил сильное сотрясение мозга, а потом заработал еще остеомелит. Мне делали несколько операций, долго лежал в гипсе. Возили по разным госпиталям. Тот сезон у меня вообще выпал из спортивной карьеры.
Какие меры следует предпринять, чтобы подобные несчастья на велогонках не повторялись? У меня нет ответа. На протяжении сотен километров невозможно ограничить допуск зрителей к шоссе. Приходится лишь надеяться на их сознательность. И помехи со стороны неадекватных болельщиков — не самая главная причина массовых аварий на трассах. На скоростном спуске может лопнуть резиновая трубка или сломаться какая-то металлическая деталь. Наш вид спорта — не для робких ребят. Часто контактная борьба идёт на большой скорости и на узком пространстве. Сейчас довольно безответственно профессионалы ведут себя на трассе. У многих — мини радиоприёмники в ухе. А они расслабляют спортсменов. Когда едешь в большом пелотоне, надо всегда быть начеку и постоянно думать. Но от монотонной тяжелой работы попадаешь в состояние дремоты — в процессе ожидания указаний по радио от тренера, который руководит действиями разных членов команды. Будучи членом международной комиссии, я постоянно настаивал, чтобы провели исследования о влиянии радио на состояние спортсмена на протяжении многих часов гонки.
Сейчас страховые компании, как коршуны, могут наброситься на эту женщину. Глупая ситуация. Но мне горе-болельщицу в какой-то мере даже жалко. Я думаю, в нынешней ситуации она морально страдает больше, чем попавшие в завал гонщики. Не стану тут применять фразу — «как нам защититься от дураков». Я сказал бы мягче: эта дама расслабилась и потеряла бдительность. Разгильдяйство и рассеянность. Вывод один: надо быть всем внимательнее — и спортсменам, и зрителя, и организаторам.
И словно в подтверждение слов Александра Гусятникова, организаторы Тур де Франс в итоге выступили с официальным заявлением: «Мы рады видеть публику на обочине. Но чтобы „Тур“ был успешным, уважайте безопасность гонщиков, не рискуйте ради фото и попадания в телетрансляцию!»
Удивительное дело: виновница массового ЧП, попав в объектив множества фото- и видео-камер, потом умудрилась исчезнуть с места происшествия. И её удалось разыскать лишь спустя несколько дней после этой аварии.