Требуйте результатов
Чтобы выжить сотрудника, пользующегося поддержкой шефа, придется прибегнуть к полному арсеналу средств. Начните с главного: продемонстрируйте директору бесполезность его протеже. Обозначьте перед "блатным" задачи и поставьте конкретные сроки выполнения. Тем самым вы одновременно убьете двух зайцев: во-первых, поймете, так ли бесполезен ваш новый сотрудник, во-вторых, сможете наглядно продемонстрировать успехи и поражения директорского протеже самому директору. Провалы "блатного" новичка демонстрируйте на фоне той работы, которую выполнили другие сотрудники. Говорите о работе вашего подразделения на общих собраниях, при этом не "наезжая" на "блатного". И не забудьте продемонстрировать убытки, которые понесла компания из-за плохой работы новичка.
Берите на карандаш
Разговор с новичком-непрофессионалом не должен быть голословным: информируйте его о задачах в письменном виде и фиксируйте результат в цифрах и отчетах. На словах доказать непрофессионализм подчиненного будет невозможно - он всегда сможет сказать, что вообще не получал такой задачи.
Вербуйте союзников
Если "блатного" считает непрофессионалом и лентяем только начальник подразделения, этого может оказаться недостаточно. Но если так думают все его коллеги, то директор будет вынужден прислушаться к голосу коллектива. Чем больше у вас сторонников, тем лучше, так что вербуйте людей! Но не жалуйтесь и не плачьтесь в жилетку. Поступите более тонко - дайте новичку задания, выполнение которых связано с взаимодействием с другими отделами. В случае провала коллеги сами придут к вам с вопросами, и вот тут-то вы и скажете, почему вынуждены держать в штате такого "специалиста".
Храните тайну
Пока не собраны доказательства вашей правоты, действуйте подпольно. Не объявляйте войну "блатному" во всеуслышание. Лучше тихо собирайте подтверждения его непрофессионализма. Потому что одно дело, если нового сотрудника шеф нанял по просьбе друзей, и совсем другое - если он приходится племянником самому начальнику. Тогда вместо непрофессионального родственника могут уволить вас.
Ставьте баллы
Отличный способ выжить вашего новенького - определить коэффициент его трудового участия. Способ не новый, он используется, например, для распределения бонусов. Попросите всех сотрудников оценить коэффициент трудового участия коллег, например, по 100-балльной системе. Каждый выставляет другим баллы, потом вы суммируете и получаете практически объективную оценку. Если весь коллектив не ополчился против одного, такой рейтинг трудового участия можно считать беспристрастной оценкой.
Решитесь на разговор
Когда доказательства непрофессионализма новичка собраны, идите к директору. Спокойно, подробно и аргументированно расскажите о работе его протеже и об ущербе, который он нанес своей работой компании. Очень вероятно, что, принимая непрофессионала на работу, директор не думал, что его протеже так плох, и надеялся, что тот справится с работой. Директор наверняка дорожит своей репутацией и репутацией компании и если увидит, что сотрудник не приносит никакой пользы, то откажется от него. И наймет для вас по-настоящему профессионального помощника. А лентяю можно будет поручить выполнение каких-нибудь простейших задач, если уж совсем отказаться от него нельзя.
Объявите бойкот
Если не получается избавиться от сотрудника по-доброму, можно вспомнить о методах, не столь честных и безобидных. Те, кому не хватило школьных забав, могут подкладывать кнопки или "случайно" проливать кофе на "блатного". Но проще его игнорировать. Если весь коллектив на вашей стороне, предложите им устроить бойкот. Новичок выходит покурить - все отворачиваются или вовсе покидают курилку, собирается на обед - все остаются на местах, спрашивает совета - никто не произносит ни звука. Не выдержав такого морального гнета, "блатной" сам покинет компанию.
При подготовке материала "Труд" консультировали:
Иветта Александрова, генеральный директор компании (HR) Capital, Руслан Ильясов, HR-директор компании "Эльдорадо"