Но первое впечатление обманчиво. Вот уже больше года 25-летний житель села Карповка Волгоградской области ведет мужественную, но неравную борьбу с бездушной государственной машиной. Той самой, которая восемь лет назад послала его в Чечню - защищать интересы государства.
История эта берет начало в 1994 году, когда 18-летний юноша приехал из Ташкента вместе с матерью на постоянное место жительства в Тюменскую область.
- Я сразу же обратился в паспортный стол за получением прописки, - рассказывает Анатолий. - Но меня направили сначала в военкомат для постановки на воинский учет. А там сказали: "Возраст у тебя призывной, все равно идти в армию, зачем тебе прописываться?.." И тут же ему выдали повестку, а через неделю он уже был в учебном военном центре. Три месяца спустя в должности санинструктора оказался во Владикавказе, а оттуда начались постоянные боевые командировки в Чечню.
В одной из таких командировок Анатолий был контужен.
- Во время штурма горы Бамут выносил раненого, рядом разорвался снаряд, - объясняет он. - На какое-то время потерял слух. Хотел обратиться в госпиталь, но прапорщик сказал: "Все равно тебе скоро увольняться, там и подлечишься".
В 1996 году Анатолий вернулся к матери в Тюменскую область. Его встречали как героя. Все односельчане знали, что Указом Президента РФ он награжден медалью. В старый советский паспорт поставили штамп о прописке.
Но потом все чаще стали мучить приступы головной боли. Иногда они заканчивались потерей сознания. Пришлось ложиться в больницу. Врачебная комиссия дала ему третью группу инвалидности.
Два года спустя Анискины переехали в Волгоградскую область. И здесь трудностей с пропиской, которая теперь именовалась "регистрацией", не возникло. Неприятности начались в прошлом году, когда Анатолий потерял паспорт.
- Ехал в город на очередное освидетельствование ВТЭК, - говорит он, - и оставил в автобусе барсетку с документами.
В паспортно-визовой службе (ПВС) Городищенского района новый паспорт Анатолию выдать отказались. Впервые как гром среди ясного неба прозвучало: "Вы - не гражданин России". И начались хождения по инстанциям. Никакие справки о прохождении воинской службы, ни даже наградные документы не помогали. Умные люди надоумили обратиться в суд с иском о признании российского гражданства. Районный суд выносит решение в пользу Анатолия. Но в ПВС снова упорствуют: "Решение суда вынесено неправильно. Мы его опротестуем". И четыре месяца спустя тот же суд выносит новое решение: заявителю отказать, так как факт, что "Анискин А. В. является гражданином РФ, судом не установлен".
Теперь уже сотрудники ПВС отправляют Анатолия в узбекское посольство для получения паспорта. Тогда, мол, поставим вас на временный учет сроком на пять лет.
Анискин показывает мне свой военный билет. Там проставлено: "Присягу принял 8 января 1995 года".
- С-семь лет назад я принес присягу на верность России, р-ради нее рисковал жизнью, л-лишился здоровья, - Анатолий слегка заикается (результат контузии). - Живу здесь уже девять лет. Неужели я не гражданин России?
Сейчас Анатолий работает охранником в частной фирме "Витязь". Из-за инвалидности до сих пор не может получить лицензию на право заниматься охранной деятельностью. Потому и зарплата небольшая - полторы тысячи. Плюс пенсия по инвалидности - 700 руб. Мало, конечно, но не это мучит Анатолия, а чувство несправедливости.
- Почему они отправили меня в иностранное посольство? Почему я не могу получить свой российский паспорт? - снова и снова недоумевает он.
Ваш корреспондент попытался получить разъяснения по этому делу в паспортной-визовой службе ГУВД Волгоградской области. От официального общения со мной там отказались. Лишь один сотрудник, который просил не называть своего имени, сказал, что Закон о гражданстве РФ вступил в силу с 1 июля, а минис-
терской инструкции по его применению до сих пор нет. Свое мнение высказал и депутат Государственной Думы от Волгограда Евгений Ищенко.
- Случай с Анатолием Анискиным, конечно, вопиющий и, к сожалению, не единственный. Ко мне нередко обращаются наши соотечественники, которые переехали, а иной раз - просто бежали в Россию из стран ближнего зарубежья. И хотя прожили здесь уже и пять и более лет, до сих пор не могут получить российское гражданство. Надо признать, что только что вступивший в силу Закон о гражданстве РФ несовершенен. Нужно было предусмотреть в нем механизм облегченного получения гражданства представителями тех национальностей, которые для Российской Федерации являются коренными. Как депутат я буду добиваться принятия такой поправки.
Что касается Анатолия Анискина, то, по моему мнению, к нему как участнику боевых действий и награжденному медалью может быть применено положение закона о предоставлении гражданства РФ за особые заслуги перед Россией.