Главная Культура 00:07 01 Июля 2022 15324
Екатерина Мечетина: Пора и в консерватории что-то подправить

Знаменитая пианистка – о конкурсе Рахманинова, рэпе в музыкальных школах, отпуске у моря…

Сергей Бирюков
В любимом Большом зале Московской консерватории. Фото из личного альбома пианистки

Карьера Екатерины Мечетиной — на той прекрасной стадии, когда впереди еще десятилетия творческого роста, но уже набрана такая высота полета, что доказывать принадлежность к исполнительской элите мира через конкурсы знаменитой пианистке давно нет надобности. Тем не менее в эти дни публика Московской филармонии, а вместе с ней и десятки тысяч интернет-зрителей Первого международного конкурса имени Рахманинова наблюдали Екатерину на сцене — но не как конкурсантку, а как виртуозную исполнительницу одного из сочинений, участвовавших в композиторской части соревнования. Екатерина и прежде появлялась на телеэкранах — как комментатор конкурсов имени Чайковского, ведущий детского телеконкурса «Щелкунчик», а то и в совсем парадоксальной компании джазмена Вадима Эйленкрига и шоумена Тимура Родригеза в передаче «Клуб «Шаболовка, 37»... И все же — почему так редко, при ее-то таланте, профессионализме, обаянии, красоте? Почему вообще академические музыканты — столь нечастые гости в нашем телеэфире? Об этом и многом другом мы поговорили с Екатериной.

— Не могу не начать с Рахманиновского конкурса, ставшего (даже в сегодняшних условиях) одним из ярчайших мировых музыкальных событий. Ваши впечатления?

— Они отрывочны, поскольку смотреть все трансляции подряд не было возможности. Но если говорить о пианистах (интересовавших меня, понятно, в особой степени), то удивителен Иван Бессонов, в свои 20 лет обладающий не только совершенной техникой (об этом на соревновании такого уровня и говорить излишне), но поразительной внутренней гармонией. Слыша его, с первых нот понимаешь — этот музыкант должен быть в лидерах. При всем уважении к другим участникам — Еве Геворгян, Арсению Тарасевичу-Николаеву, Валентину Малинину... Кстати, перечисляя эти имена, поняла, что должна назвать еще одно — Дениса Мацуева, который большинство из них открыл на своих конкурсах в Москве, Астане, других городах. По сути сформировав новое яркое поколение в российском и мировом пианизме.

Денис Мацуев для Екатерины — старший товарищ и единомышленник

— Но я слышал, что Ивана Бессонова отчислили с первого курса Московской консерватории, поскольку за год он не посетил ни одного занятия.

— Как доцент консерватории могу выразить надежду, что это не окончательное решение. Но вообще проблема серьезная — как совместить столь рано и ярко начавшуюся концертную карьеру с классическим образованием, которое, я убеждена, даже самый одаренный человек должен получить. Ведь не зря Борис Березовский — после четверти века мировой известности! — все-таки счел нужным сдать дипломный экзамен в Московской консерватории... Очевидно, что универсального рецепта успеха нет. Кто-то, как Ваня или Ева, к своим 18-20 годам имеет в активе десятки выигранных конкурсов и интенсивнейший концертный график. А кто-то довольно долго созревает в камерной обстановке класса, общения с педагогом — зато потом вдруг «выстреливает» на конкурсе Чайковского подобно Люке Дебаргу или Константину Емельянову. Лично мне второй путь кажется более верным. На первом ребят ждет слишком много рисков — от шанса недоучиться до прямых опасностей для здоровья, особенно для нервной системы.

— Не кажется ли вам символичным, что конкурс, пришедшийся на такой критический момент в жизни нашей страны, да и всей планеты, был осенен именем Рахманинова? Конечно, никто ничего специально не загадывал — но какое попадание! Пожалуй, никого другого нельзя с таким основанием назвать музыкальной совестью России, как Сергея Васильевича, принявшего на себя огромную боль за Родину, вытесненного с нее, но все равно горячо ее любившего и поддерживавшего до самого конца.

— Вы абсолютно правы, и вот что скажу: ведь это миссия святого — взять на себя боль страны и так переплавить ее в тигле своей души, чтобы это почувствовал весь мир. Нисколько не принижаю других великих. Чайковский бывает и более откровенным в своих музыкальных исповедях. Но когда слушаю, допустим, Вторую симфонию Рахманинова, понимаю — мне не просто играют изумительно красивую, благородную музыку, но — учат быть человеком. В этом отношении могу сравнить его только с Толстым... Есть еще одно драгоценное качество у музыки Сергея Васильевича: про все, что он объясняет в человеке, нельзя сказать в отрыве от прилагательного «русский». Нет, он, безусловно, художник общечеловеческого значения. Но композитор именно русский, говорящий нам, кто мы есть. Раскрывающий это всем своим послушанием, данным ему жизнью: потерять Родину, но, страдая от полной невозможности воссоединения, навсегда сохранить ее в сердце. Каждому, кто обращается к рахманиновской музыке и судьбе, есть много над чем подумать. И мне повезло: минувшей зимой в мой репертуар вошло его последнее сочинение — «Симфонические танцы» в авторской версии для двух роялей. Сколько важных открытий я там сделала! Например, в конце первой части появляется фантастический аккорд, будто струны Садко зазвенели из дальних глубин подводного царства, и возникает дивно прекрасная мелодия. Сегодня мы знаем, что это из Первой симфонии, и говорим: вот образ далекой невозвратимой Родины. Но насколько далекой и невозвратимой? Я только сейчас это поняла: ведь Первую симфонию, неудачно продирижированную Глазуновым и провалившуюся на премьере, Сергей Васильевич уничтожил! Лишь после его смерти в библиотеке Ленинградской филармонии нашли комплект оркестровых голосов... Но он-то думал, что эта музыка живет только в его памяти, и в ее мимолетном явлении зашифровал образ прежней России, безвозвратно, как град Китеж, ушедшей под воду прошлого.

— Тем временем конкурс имени другого великого русского композитора, Чайковского, исключили из Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов.

— Его уже исключали оттуда в начале 2000-х за неуплату членских взносов. И что с того? Вот мы, конкурсанты доинтернетной эры, желая получить сведения об имеющихся соревнованиях, садились за стол и ручкой писали запрос в Женеву, в штаб-квартиру этой самой Федерации, откуда в ответ приходил желаемый каталог. Но сегодня, при всеобщей информационной доступности, это абсолютный анахронизм. Например, вы можете просто зайти на сайт, который уже много лет ведет голландский энтузиаст Густав Алинк, и найти там полный свод всех конкурсов мира вне зависимости от того, входят они в Федерацию или нет.

— Тогда давайте поговорим на эту тему, так сказать, в философском ключе. Спор о том, нужны ли конкурсы, идет ровно столько, сколько они существуют на свете. С одной стороны, вроде бы без солидного списка побед на международных соревнованиях молодому музыканту трудно застолбить себе место в профессии, с другой — у тех, кто чрезмерно ими увлекается, вырабатывается некий усредненный «спортивный» стиль игры...

— Ухвачусь за вашу формулу — «застолбить место в профессии»... Завидую тем, кто уверен, что, набрав определенное количество званий — лауреат, заслуженный артист и пр., — они раз и навсегда это самое место за собой застолбили. Я устроена по-иному: для меня моих прежних заслуг как бы не существует. Живу с ощущением велосипедиста: остановился — значит упал. И место свое «столблю» каждым новым выступлением. А конкурсы появились в моей жизни лишь потому, что мне было скучно просто разучивать фуги или этюды, чтобы сыграть их на зачете. Учила я вещи быстро, и моя педагог в ЦМШ Тамара Леонидовна Колосс, чтобы поддержать этот азарт, стала организовывать публичные выступления. Была ли польза от того, что часть из них оказалась конкурсами?

Ну вот на первую премию, завоеванную мной в 10-летнем возрасте в Вероне, куплен рояль Yamaha, служащий мне до сих пор. В детстве вообще все воспринимается легче, в том числе участие в конкурсной гонке. Но в студенческую пору я, наоборот, стала относиться к соревнованиям чересчур серьезно, каждый раз как к последнему шансу в жизни. И это причинило много тяжелых переживаний, отнявших душевные силы и время, которые можно было бы употребить более продуктивно. Но опять же — это моя личная история. А у кого-то все по-другому. Тем более у нынешних молодых, которые на многое смотрят рациональнее, чем мы, у них в мозгах совсем другие прошивки...

— Интересно — какие?

— Ну, например, совершенно другое отношение к педагогу. Мы, ученики Сергея Леонидовича Доренского — а это личности уровня Николая Луганского, Вадима Руденко, Дениса Мацуева — относились к профессору как к непререкаемому авторитету, само имя которого священно. И у самого Доренского так было в пору учебы у Григория Романовича Гинзбурга — это отношение передавалось из поколения в поколение. Но теперь маме одной из моих учениц, которой я заметила, что она уделяет инстаграму больше внимания, чем специальности, ничего не стоит сказать мне: так отпишитесь от инстаграма дочки...

Катя и сама не прочь отметиться в соцсетях — но только если есть достойный повод и сюжет

Впрочем, не хочу предстать динозавром-брюзгой — есть и в юном поколении по-настоящему глубокие музыканты, вроде Александры Довгань...

— В динозавры вам явно рано: только что в Перми на Дягилевском фестивале я услышал в исполнении Московского ансамбля современной музыки произведение вашего ровесника, композитора из Бремена Александра Шуберта Star Me Kitten, где виртуозно высмеивается нынешний стиль общения в соцсетях.

— Охотно верю, хотя к авангарду отношусь осторожно. Недавно написала реплику и надеюсь озвучить ее в своей рубрике на радио «Орфей»: современная академическая музыка часто предстает этакой «глокой куздрой», когда все правила «грамматики» вроде бы соблюдены, но сами «слова» бессмысленны. Этот разрыв нарастал давно. Даже у такого замечательного композитора, как Родион Щедрин, самое репертуарное произведение — не его великолепные симфонии, не фортепианные концерты, премьеру одного из которых, Шестого, я даже играла, а «Кармен-сюита»! Где использованы мотивы Бизе... К счастью, и среди современников есть композиторы, понимающие значение образной мелодики и гармонических тяготений. Недавно один такой автор, которого тоже больше знают по авангардным фестивалям, Олег Пайбердин, написал цикл из 12 пьес-портретов «Дамы филармонического общества», и я с огромным удовольствием его сыграла. Далеко не только потому, что там одна из пьес посвящена мне, но просто это отличная профессиональная, притом великолепно воспринимаемая самой разной публикой работа. А хотите, еще удивлю? Никто иной как Игорь Николаев вдруг приносит мне 15 пьес для детей. Чудесная, эмоциональная, мелодичная музыка!

— Может, не так уж была неправа знаменитая экс-сотрудница московского Департамента культуры Екатерина Калачикова, говорившая, что пора приблизить музыкальное образование к запросам масс?

— Калачикова была безусловно неправа: рэп, который она желала продвинуть в музыкальные школы, при всей своей актуальности классику не заменит. А вот в консерваторской программе подготовки композиторов изменения, по-моему, назрели. Не должен выходить из вуза дипломированный специалист, который не умеет сочинить красивую мелодию.

— Помню, вы предлагали свои способы преодоления разрыва между академической музыкой и широкой публикой. Например, создали Ассоциацию студенческих клубов классической музыки, где высокие профессионалы и влюбленные в музыку дилетанты — математики, физики, строители — объединялись в ансамбли и вместе играли Баха, Бетховена, Чайковского...

— Те программы на самых серьезных концертных площадках были великолепны. Правда, сейчас дело немножко притормозило: сказалась пандемия, да и у кого-то из ребят родился ребенок, кому-то нужно активно включаться в зарабатывание денег... Но надеюсь, придет смена. И в любом случае остается самый верный и постоянный канал связи со слушателем — мои фестивали «Зеленый шум» в Сургуте, «Притяжение музыки» в Татарстане...

«Зеленому шуму» в этом году исполнилось 10 лет, и вижу, что те, кто совсем юными людьми приходили на его первые концерты, теперь приезжают со своими детьми...

Вообще — что может быть лучше, чем работать для родной публики? Сейчас, когда у многих, и у меня в том числе, практически полностью поломались зарубежные планы, понимаешь это особенно отчетливо. У меня теперь концертов больше, чем даже в самые тучные допандемийные годы. Уже после конкурса Рахманинова я успела отыграть Третий концерт Сергея Васильевича в Петербурге, Второй Шопена в Москве. А сейчас лечу в Екатеринбург на знаменитый фестиваль «Безумные дни», где у меня семь (!) разных программ: Первый концерт Листа, Двойной Мендельсона, снова Концерт Шопена, сольное выступление в двух отделениях, камерная программа с трио, камерная с Костей Емельяновым... После чего мы с моей коллегой Элеонорой Карпуховой едем в музей-заповедник Рахманинова «Ивановка» — опять играть «Симфонические танцы». Кстати, вскоре эта программа выйдет на диске.

Концертной работы очень много — и это здорово!

— Екатерина, вы не только прекрасно играете музыку, но и увлекательно о ней рассказываете. Почему вас так редко можно увидеть на телевидении? Где, буду справедлив, иногда заходит речь о классике, но ведут ее, как правило, актеры, меценаты, продюсеры — тоже достойнейшие люди, но никто из них не знает предмет изнутри так, как профессиональный музыкант.

— С этим вопросом вам стоило бы обратиться не ко мне, а к работникам телевидения. У меня самой нет обычая ходить по кабинетам и продвигать себя. Я скорее фаталист: все идет так, как должно идти. Судьба складывается из огромного количества факторов, и кто-то оказывается в нужное время в нужном месте. У меня вот есть моя работа солистки Московской филармонии. На днях, придя туда к Валерии Розановой, директору по развитию, поняла, что мой традиционный сольный концерт, обычно проходящий в первых числах января, откроет Год Рахманинова (в апреле мы отметим 150-летие Сергея Васильевича). Что может быть серьезнее и престижнее? Сыграю рахманиновские прелюдии и транскрипции...

— Отдыхать успеваете?

— Раньше — успевала, летом, бывало, на машине по России путешествовала, а то и до Швейцарии добиралась, бегала по горам, плавала на корабликах по озерам. Но сейчас загрузка столь велика, что даже в спортклуб некогда ходить, только оплачиваю из месяца в месяц продление абонемента.

Уже и на походы в спортклуб не остается времени

Мечтаю оказаться где-нибудь у соленого моря, чтобы плавать и лежать в тенечке с хорошей книжкой...

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9310
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7031
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Знаменитый актер - о роли русского врача в сериале «Княжна милосердия» и великой школе Марка Захарова

Анна Чепурнова
Труд
Виктор Раков - за идеалы, ради которых «и стоило жить, и работать стоило». Фото Юлии Петуховой. Кадры предоставлены телеканалом «Россия»

На телеканале «Россия» начался показ остросюжетной драмы «Княжна милосердия» Леонида Белозоровича. Итак, Русско-турецкая война 1878 года, главный герой, князь Раевский, пропадает без вести, и молодая жена...

Культура 17:01 / 26 Октября 2024 6219
Куда ветер подует

Литературный обзор

Лев Рыжков, книгочей
Труд
Фото: © Stefan Wackerhagen, globallookpress.com

Какая же осень без ветра? Он срывает последние листья с деревьев, хлещет в лицо дождем, будто отыгрываясь за те недавние месяцы покоя, что был не у дел. А еще ветер — предвестник кардинальных...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?